г. Казань |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А65-16120/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Валеевой Л.Р., доверенность от 31.12.2013 N 16-01/13,
ответчика - Хазиахметовой А.Р., доверенность от 21.05.2014 N 91,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Кузнецов В.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-16120/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Татбурнефть" (ОГРН 1081644000492, ИНН 1644047828) к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене уведомления об определении третьего класса профессионального риска и страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,4 процентов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Татбурнефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене уведомления филиала N 10 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - филиал фонда) от 07.04.2014 об определении третьего класса профессионального риска и страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,40 процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - фонд) просит отменить принятый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 02.12.2008, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1081644000492.
Общество 03.04.2014 обратилось в филиал фонда с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности, указав в качестве основного вида экономической деятельности за 2013 год деятельность по управлению финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями, код ОКВЭД 74.15, что относится к первому классу профессионального риска. К заявлению страхователь приложил справку-подтверждение основного вида экономической деятельности от 03.04.2014 и пояснения к годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год.
Уведомлением от 07.04.2014 филиал фонда сообщил обществу об установлении ему страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,40 процентов по виду экономической деятельности - предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата, что соответствует третьему классу профессионального риска.
Общество обратилось в фонд с заявлением просьбой пересмотреть установленный филиалом размер страхового тарифа и установить страховой тариф на 2014 год в размере 0,20 процентов в соответствии с фактически осуществляемыми видами экономической деятельности по управлению финансово-промышленными группами (код 74.15) и по хозяйственному управлению строительством (код 74.14).
Фонд письмом от 17.06.2014 в пересмотре установленного тарифа отказал, указав на то, что определение филиалом фонда страхователю основного вида экономической деятельности по ОКВЭД 10.20.1 "предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата", является правомерным.
Не согласившись с уведомлением филиала фонда, общество обратилось в арбитражный суд заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что общество не подтвердило заявленный основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 74.15 - "деятельность по управлению финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями", сумма дохода которого по итогам 2013 года составила 515 744 000 рублей, что составляет 3,32 процента от общей суммы дохода (15 489 594 000 рублей). При этом согласно сведениям, отраженным обществом в справке-подтверждении в столбце 3 "доходы по виду экономической деятельности", общество в 2013 году имело наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказания услуг по виду деятельности "предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата" - сумма дохода 14 965 763 000 рублей, что в процентном соотношении составляет 96,61 процентов от общей суммы дохода (15 489 594 000 рублей). Данные сведения отражены обществом и в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год, согласно которым общество имело в 2013 году выручку по деятельности - "строительство скважин" в сумме 14 965 763 000 рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) установлена обязанность страхователя, под которым статья 3 названного Закона понимает юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки, начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В силу статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности, определенного самостоятельно и отраженного в заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности от 03.04.2014, общество филиалу фонда представило следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Таким образом, страхователь в установленный срок исполнил обязанность по представлению документов, перечисленных в пункте 3 Порядка.
В заявлении общества в качестве основного вида экономической деятельности за 2013 год указана деятельность по управлению промышленно-финансовыми группами и холдинг-компаниями.
В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности наряду с основным видом (код ОКВЭД 74.15.; доля 64,5 процентов) страхователем указаны и иные виды осуществляемой деятельности:
предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата (код ОКВЭД 11.20.1.);
предоставление прочих услуг, связанных с добычей нефти и газа (коду ОКВЭД 11.20.4.);
деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием (по коду ОКВЭД 74.1.).
Фонд ссылается на то, что в соответствии с пунктом 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Как указывает фонд, из справки-подтверждения основного вида экономической деятельности за предыдущий финансовый год следует, что согласно графе "доля доходов и поступлений, соответствующих коду ОКВЭД по данному виду экономической деятельности", заявитель в 2013 году имел наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказания услуг по виду деятельности по коду ОКВЭД 11.20.1 - "предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата", что относится к 3 классу профессионального риска. Аналогичные данные приведены и в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год. Так, доходы по виду экономической деятельности "деятельность по управлению финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями" ОКВЭД 74.15 в 2013 году составили - 515 744 000 рублей, а доходы по виду экономической деятельности "Предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата", код ОКВЭД 11.20.1 - 14 965 763 000 рублей. Указанное, по мнению фонда, свидетельствует о том, что основным видом деятельности общества является предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата, что соответствует страховому тарифу 0,40 процентов.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено, что общество, являясь единоличным исполнительным органом управляемых обществ (общества с ограниченной ответственностью "Татбурмонтаж", "Татбуррастворы", "Горизонт" и "Татбурнефть-ЛУТР" и "Бурение", далее - общество "Бурение"), фактически оказывает услуги по управлению юридическими лицами, а также генподрядные услуги, заключающиеся в поиске заказчиков, заключении договоров генподряда, что подтверждается представленными обществом договорами о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 11.01.2013. Вид деятельности (предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата) заявителем в 2013 году не осуществлялся и не мог осуществляться по причине отсутствия у предприятия соответствующих трудовых и производственных ресурсов, необходимых для осуществления буровых работ, строительства скважин, связанных с добычей нефти, газа и газового конденсата (специалистов, буровых установок, оборудования к ним и т.д.).
Данное обстоятельство подтверждается копией штатного расписания руководителей, специалистов общества, справкой об имуществе, находящемся в собственности общества по состоянию на 01.01.2013, справкой о буровых установках, находящихся на балансе общества "Бурение" по состоянию на 01.01.2013.
Отраженная в справке-подтверждении выручка в сумме 14 965 763 000 рублей складывается из суммы субподрядных работ - 14 690 462 183 рублей и суммы генподрядных услуг - 275 300 638 рублей.
Сумма 14 690 462 183 рублей, полученная заявителем по договорам генподряда, перечислена на расчетный счет субподрядной организации - общества "Бурение" в счет оплаты услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата (строительство скважин), что подтверждается договором субподряда, заключенным между заявителем и обществом "Бурение" на выполнение работ по строительству эксплуатационных скважин от 01.01.2013, актами приемки выполненных работ, отчетом по реализации (через счет 60), расшифровкой движения денежных средств по названному контрагенту за 2013 год, реестром документов (актами выполненных работ по договорам генподряда, заключенными между заявителем и заказчиками строительства скважин, счет-фактурами к договору субподряда, заключенному с обществом "Бурение"), а также платежными поручениями за 2013 год.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, данные сведения подтверждают тот факт, что фактически работы по бурению, связанные с добычей нефти, газа и газового конденсата (по строительству скважин) в 2013 году по указанному договору субподряда были выполнены субподрядной организацией - обществом "Бурение", а не заявителем.
При этом осуществляемый обществом основной вид экономической деятельности по управлению финансово-промышленными компаниями и холдинг-группами не создает и не может создавать повышенный уровень производственного травматизма и вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанного с исполнением им обязанностей по трудовому договору, при наличии указанного штата работников и материально-технического обеспечения.
Оформление справки-подтверждения основного вида экономической деятельности от 21.04.2014 само по себе, без учета фактических сведений о действительном виде осуществляемой обществом экономической деятельности, не может являться основанием для пересмотра ранее установленного страхового тарифа и класса профессионального риска и установления фондом повышенных тарифа и класса.
Данная правовая позиция соответствует выводам, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10.
Судебная коллегия считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции правильно. Переоценка фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Поэтому оснований для изменения либо отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу N А65-16120/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
...
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
...
Оформление справки-подтверждения основного вида экономической деятельности от 21.04.2014 само по себе, без учета фактических сведений о действительном виде осуществляемой обществом экономической деятельности, не может являться основанием для пересмотра ранее установленного страхового тарифа и класса профессионального риска и установления фондом повышенных тарифа и класса.
Данная правовая позиция соответствует выводам, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2015 г. N Ф06-25030/15 по делу N А65-16120/2014