г. Казань |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А65-14954/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "МетЭко" - Кожевникова К.А., доверенность от 11.02.2014,
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Рачковой-Чукиной Т.С., доверенность от 11.09.2014 N 16482/кзио-исх,
муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Хамидуллина Р.К., доверенность от 19.06.2014 N 01-22-7745,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2014 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.,)
по делу N А65-14954/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МетЭко" (ИНН 1660181330, ОГРН 1131690010792), г. Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, с участием в деле третьих лиц - муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, открытого акционерного общества "Татнефтепроводстрой" (ИНН 1653008600, ОГРН 1021602852798), г. Казань, об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МетЭко" (далее - ООО "МетЭко", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в предоставлении в собственность общества земельного участка площадью 949,2 кв. м с кадастровым номером 16:50:080119:11 расположенного в г. Казани, по ул. Алебастровой, д. 1 (ст. Вахитова, парк Промышленный).
Заявлено также требование об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность общества истребуемого земельного участка.
К участию в деле суд первой инстанции привлек ответчиками муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани") и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, третьими лицами - муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, открытое акционерное общество "Татнефтепроводстрой" (далее - ОАО "Татнефтепроводстрой").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2014 по делу N А65-14954/2014 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ в предоставлении в собственность ООО "МетЭко" земельного участка площадью 949,2 кв. м с кадастровым номером 16:50:080119:11 расположенного в г. Казани, по ул. Алебастровой, д. 1, выраженный в письме МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани" от 14.06.2014 N 11235/Кзио-исх. Суд обязал Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность заявителя испрошенного земельного участка.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани" и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани" - без удовлетворения.
В кассационных жалобах МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани" и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани" просят отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в заявленных ООО "МетЭко" требований. Считают, что суды не дали надлежащей оценки доводам ответчика и третьего лица о том, что испрошенный земельный участок находится в пределах красных линий застроек, суды не применили подлежащие применению пункт 11 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) и статью 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), запрещающей приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования. Указывают, что красные линии были нанесены установлены в соответствии с Генеральным планом г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26.
В судебном заседании представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани" поддержал кассационные жалобы по изложенным в них доводам. Считает, что красные линии обозначает исключительно границы территорий общего пользования, приватизация которых запрещена. Представитель ООО "МетЭко" просит отказать в удовлетворении кассационных жалоб. Пояснил, что приобретенный им в собственность подъездной железнодорожный путь был построен еще во времена СССР.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), участия в судебном заседании не приняли.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационных жалоб, пояснения явившихся в судебное заседания представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Суд первой инстанции установил, что ООО "МетЭко" по договору купли-продажи от 08.09.2013 приобрел собственность у ОАО "Татнефтепроводстрой" железнодорожную ветку длиной 123,1 м, расположенную в г. Казани по ул. Алебастровая, д. 1. Право собственности общества на сооружение зарегистрировано 17.10.2013. Железнодорожный путь расположен на земельном участке площадью 949,2 кв. м с кадастровым номером 16:50:080119:11. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 01.09.1999 на основании материалов инвентаризации.
ООО "МетЭко" 02.06.2014 обратилось в МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани" с заявлением о приобретении данного земельного участка в собственность.
Комитет письмом от 04.06.2014 N 11235/кзио-исх отказал в приобретении земельного участка в собственность, предложив заключить договор аренды земельного участка. В обоснование отказа указано на нахождение земельного участка в пределах красных линий застройки, обозначающих территории общего пользования.
Суду первой инстанции в обоснование законности отказа в предоставлении земельного участка в собственность обществу представлен документ, озаглавленный "Генеральный план муниципального образования г. Казани. Схема функциональных зон, совмещенная со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 года", и схема, заверенная начальником отдела дежурного плана красных линий МКУ "Управление архитектуры и градостроительства МО г. Казани", с указанием "проектные красные линии соответствуют разработанным" (л. д. 92-96 т. 1).
Суд первой инстанции не счел данные документы надлежащими доказательствами, указав на несоответствие их требованиям пункта 5.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30.
Суд пришел к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих, что испрошенный земельный участок находится в пределах красных линий застройки, установленных проектом планировки территории.
Суд пришел к выводу о том, что площадь испрошенного земельного участка соответствует требованиям, установленным пункту 8 приказа Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" относительно необходимой для эксплуатации железнодорожного пути ширины земляного полотна.
Учитывая отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих нахождение испрошенного земельного участка в пределах красных линий застройки (обязанность доказывания данных обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ лежит на органе публичной власти), а также соответствие площади испрошенного земельного участка установленным техническим требованиям к эксплуатации железнодорожного пути, собственником которого является заявитель, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных статьей 36 ЗК РФ, статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих нахождение испрошенного земельного участка в границах надлежаще установленных красных линий застройки обоснованным.
В соответствии со статьями 42 и 43 ГрК РФ красные линии отображаются на чертежах планировки территории в составе проекта планировки территории, разрабатываемого для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также в и чертежах межевания территории в составе проектов межевания территории, разработанных в отношении застроенных и подлежащих застройке территорий, расположенных в границах элементов планировочной структуры.
Проект планировки территории и проект межевания территории - это документация по планировке территории. Генеральный план поселения не является документом планировки территории (это документ территориального планирования). Генеральный план поселения является основанием для разработки документации по планировке территории, в которой и отображаются так называемые красные линии (пункт 5 статьи 45 ГрК РФ).
Таким образом, надлежащим доказательством установления красных линий являются документы планировки территории (проект планировки территории либо проект межевания территории), принятые, утвержденные и опубликованные в порядке, установленном статьей 45 ГрК РФ.
Такие документы планировки территории суду не представлены.
Кроме этого, для разрешения вопроса о возможности либо невозможности предоставления в собственность земельных участков юридическое значение имеет не факт отображения в градостроительной документации красных линий, а правовой режим земель, в составе которого находится испрошенный земельный участок. В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора судом первой инстанции, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Факт отображения красных линий в документах планировки территории сам по себе не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность может быть мотивирован изъятием либо ограничением оборота земельного участка либо резервированием земель, что и подлежит доказыванию уполномоченным на распоряжение земельными участками органом в суде при разрешении споров данной категории.
В данном случае уполномоченный орган в обоснование оспоренного отказа указывает на принадлежность испрошенного земельного участка к землям общего пользования, приватизация которых запрещена статьей 85 ЗК РФ, а в доказательство отнесения данного участка к землям общего пользования ссылается исключительно на наличие в представленных им суду документах красных линий.
Однако красные линии в документах планировки территории, в соответствии с подпунктом 11 статьи 1 ГрК РФ, обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы не только территорий общего пользования, но и границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, в том числе и железнодорожные линии.
В данном случае заявление ООО "МетЭко" о приобретении в собственность земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ основано на титуле собственника сооружения - железнодорожного пути. Данный железнодорожный путь им приобретен у ОАО "Татнефтепроводстрой", которое, в свою очередь, стало собственником сооружения в порядке приватизации государственного имущества на основании плана приватизации, утвержденого постановлением Госкомимущества Республики Татарстан от 30.07.1993 N 27. Соответственно, данное сооружение построено еще до утверждения Генерального плана г. Казани, утвержденого решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, и обозначенные в нем красные линии (если они и предусмотрены документацией планировки территории, не представленными суду), не могут пересекать существующую границу полосы отвода железнодорожного пути. Сам железнодорожный путь не относится и не может относиться к землям общего пользования, указанным в статье 85 ЗК РФ, земли, занимаемые железнодорожными путями, не изъяты из гражданского оборота, и ограничены в обороте только в той мере, что приобрести их в собственность может только собственник железнодорожного пути, каковым и является заявитель.
Изложенные в кассационной жалобе МКУ "Управление архитектуры и градостроительства МО г. Казани" доводы о том, что испрошенный земельный участок относится к землям общего пользования, опровергаются и имеющимися в деле пояснениями самого Управления (л. д. 92 т. 1), согласно которым земельный участок расположен в зоне объектов железнодорожного транспорта и частично в зоне прочих зеленых насаждений, и только часть испрошенного земельного участка расположена в красных линиях, обозначающих проезд для прокладки и обслуживания инженерных коммуникаций. Однако такой проезд не является территорией общего пользования, необходимость использования земельного участка для обеспечения проезда может быть обеспечена установлением сервитута, и данное обстоятельство не препятствует приобретению земельного участка в собственность.
Таким образом, уполномоченным органом, как правильно указал суд первой инстанции, не подтвержден надлежащими доказательствами ни факт прохождения законно установленных красных линий по территории испрошенного земельного участка, ни факт запрета либо ограничения в обороте испрошенного земельного участка, препятствующий приобретению его в собственностью
Даже в том случае, если документацией планировки территории на испрошенном земельном участке нанесены красные линии, отображающие не существующие, а планируемые границы территорий общего пользования для осуществления в будущем строительства, в этом случае в силу пункта 4 статьи 28, статьи 70.1 ЗК РФ доказательствами невозможности предоставления земельного участка в собственность будут являться не красные линии, а принятое уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, решение о резервировании земельного участка в целях, указанных в статье 49 ЗК РФ. Доказательств резервирования земельного участка суду не представлено.
При таких обстоятельствах предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А65-14954/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт отображения красных линий в документах планировки территории сам по себе не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность может быть мотивирован изъятием либо ограничением оборота земельного участка либо резервированием земель, что и подлежит доказыванию уполномоченным на распоряжение земельными участками органом в суде при разрешении споров данной категории.
В данном случае уполномоченный орган в обоснование оспоренного отказа указывает на принадлежность испрошенного земельного участка к землям общего пользования, приватизация которых запрещена статьей 85 ЗК РФ, а в доказательство отнесения данного участка к землям общего пользования ссылается исключительно на наличие в представленных им суду документах красных линий.
Однако красные линии в документах планировки территории, в соответствии с подпунктом 11 статьи 1 ГрК РФ, обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы не только территорий общего пользования, но и границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, в том числе и железнодорожные линии.
В данном случае заявление ООО "МетЭко" о приобретении в собственность земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ основано на титуле собственника сооружения - железнодорожного пути. Данный железнодорожный путь им приобретен у ОАО "Татнефтепроводстрой", которое, в свою очередь, стало собственником сооружения в порядке приватизации государственного имущества на основании плана приватизации, утвержденого постановлением Госкомимущества Республики Татарстан от 30.07.1993 N 27. Соответственно, данное сооружение построено еще до утверждения Генерального плана г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, и обозначенные в нем красные линии (если они и предусмотрены документацией планировки территории, не представленными суду), не могут пересекать существующую границу полосы отвода железнодорожного пути. Сам железнодорожный путь не относится и не может относиться к землям общего пользования, указанным в статье 85 ЗК РФ, земли, занимаемые железнодорожными путями, не изъяты из гражданского оборота, и ограничены в обороте только в той мере, что приобрести их в собственность может только собственник железнодорожного пути, каковым и является заявитель.
...
Даже в том случае, если документацией планировки территории на испрошенном земельном участке нанесены красные линии, отображающие не существующие, а планируемые границы территорий общего пользования для осуществления в будущем строительства, в этом случае в силу пункта 4 статьи 28, статьи 70.1 ЗК РФ доказательствами невозможности предоставления земельного участка в собственность будут являться не красные линии, а принятое уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, решение о резервировании земельного участка в целях, указанных в статье 49 ЗК РФ. Доказательств резервирования земельного участка суду не представлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2015 г. N Ф06-24814/15 по делу N А65-14954/2014