г. Казань |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А72-12436/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.01.2015 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А72-12436/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УАЗ-Техинструмент", г. Ульяновск (ИНН 7327033568, ОГРН 1057327006043) к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск, о признании недействительным решения от 23.07.2014 N 211 в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УАЗ-Техинструмент" (далее - ООО "УАЗ-Техинструмент", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, учреждение) от 23.07.2014 N 211 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части недоимки по страховым взносам в сумме 1907,43 руб., пени в сумме 602,41 руб. и штрафа в сумме 302,60 руб. (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд с принятыми по делу судебными актами не согласился, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявления. При этом учреждение полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, и фонд обоснованно и законно доначислил обществу страховые взносы, пени, штрафы на оспариваемые заявителем суммы.
Фондом заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Заявитель по делу, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, с 26.05.2014 по 30.05.2014 Фондом была проведена документальная выездная проверка страхователя - ООО "УАЗ-Техинструмент" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.01.2013, по результатам которой был составлен акт документальной выездной проверки от 26.06.2014 N 419 н/с.
На основании акта проверки Фондом 23.07.2014 было принято решение N 211.
Пунктом 1 данного решения общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов в сумме 309,97 руб.
Пунктом 2 решения обществу предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 1959,64 руб.; пени в сумме 608,42 руб.; штрафные санкции в сумме 309,97 руб.
Не согласившись с указанным решением, ООО "УАЗ-Техинструмент" оспорило его в судебном порядке в части сумм, связанных с доначислением взносов, пеней, штрафов на суммы оплаты работникам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и на суммы оплаты приобретенных обществом санаторно-курортных путевок для работников: недоимки по страховым взносам в сумме 1907,43 руб., пени в сумме 602,41 руб. и штрафа в сумме 302,60 руб.
Судебные инстанции обосновано удовлетворили заявленные требования ввиду следующего.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Суды, разрешая спор, пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, в той части, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает и начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
В отношении частичной компенсации стоимости санаторно-курортных путевок работникам общества суды пришли к правильному выводу о том, что данные выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы не являются объектом для начисления страховых взносов, так как относятся к выплатам социального характера и не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
При данных обстоятельствах оспариваемое решение Фонда правомерно признано судами недействительным, как не соответствующее закону и нарушающее права заявителя.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 2000 рублей, оплаченной заявителем при подаче заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также правомерно взысканы судом с учреждения.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 по делу N А72-12436/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, разрешая спор, пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, в той части, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает и начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2015 г. N Ф06-25172/15 по делу N А72-12436/2014