г. Казань |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А65-24253/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Халиуллина Р.И., доверенность от 19.01.2015 N 218/ИК,
третьего лица - муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г.Казани" - Халиуллина Р.И., доверенность от 27.11.2014 N 40-19-16598,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г. Казани", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2015 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-24253/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Ганеевой Гульчиры Габбасовны, г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань, о признании незаконным бездействия, третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г.Казани", Республика Татарстан, Казанская городская Дума, Республика Татарстан, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, г.Казань,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ганеева Гульчира Габбасовна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - исполком), которым просила признать незаконным бездействие, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:320302:0004 для строительства придорожного сервиса АЗС, обязать исполком в лице Комиссии по землепользованию и застройке (далее - комиссия) провести публичные слушания и в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда обеспечить подготовку рекомендаций в адрес руководителя исполкома о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:320302:0004 с указанием причин принятого решения и направить их руководителю исполкома, обязать руководителя исполкома в течение 3 дней со дня поступления рекомендаций принять решение о предоставлении разрешения на условно - разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:320302:0004.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета г. Казани" (далее - управление), Казанская городская Дума, Федерального государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"в лице филиала по Республике Татарстан (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015, заявление удовлетворено. Суд признал бездействие исполкома незаконным. На исполком возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, путем рассмотрения по существу в порядке, установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявления предпринимателя о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:320302:0004, в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судами норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:320302:0004, 16:50:320302:0011, площадью 1056 кв. м и 1028 кв. м соответственно, расположенные по адресу: г. Казань, пос. Щербаково, ул. Березовая, участок 3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 02.08.2010.
Свидетельствами о праве собственности и кадастровыми паспортами названных земельных участков подтверждается, что видами разрешенного использования земельных участков являются: открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей и объекты торговли и общественного питания (рестораны, бары, кафе, закусочные, столовые, включая основные функции вне зданий).
24.06.2014 предприниматель обратилась в комиссию об изменении одного вида разрешенного использования (открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей) земельного участка с кадастровым номером 16:50:320302:0004, площадью 1056 кв. м, по ул. Березовая, на условно разрешенный вид использования "автозаправочные станции (АЗС) для строительства придорожного сервиса АЗС.
Заключением от 10.07.2014 комиссия рекомендовала отложить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка до уточнения обстоятельств зонирования территории ж.м. Щербаково в зону обслуживания населения Д 2, в связи с тем, что имеются расхождения в картографических материалах управления архитектуры и градостроительства.
С июля 2014 года по настоящее время данное заявление предпринимателя не рассмотрено по существу.
Полагая, что уполномоченный орган незаконно бездействует, тем самым нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последняя обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что органом местного самоуправления не доказаны законность и обоснованность оспариваемого бездействия, соответствие бездействия требованиям градостроительного, земельного законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 1, 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 4, 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, а предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, земельный участок предпринимателя с кадастровым номером 16:50:320302:0004 находится в зоне обслуживания населения (Д2), поэтому строительство АЗС в данной зоне Д2 в соответствии Правилами землепользования и застройки г. Казани отнесено к условно разрешенным видам и требует получения специального разрешения.
На основании части 1, 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении указанного разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно части 7 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Судами установлено, что требование законодательства в указанной части не соблюдено. Обязанность по рассмотрению заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не выполнена, в предусмотренные законом сроки решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не принято. Выданное заключение комиссии от 10.07.2014 об отложении рассмотрения вопроса не может быть принято в качестве решения о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения как несоответствующее приведенным нормам закона.
Доводы заявителя кассационной жалобы о расположении земельного участка предпринимателя в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2) со ссылкой на представленную в материалы дела архивную копию карты зон градостроительных регламентов, в которой поселок Щербаково окрашен желтым цветом, соответствующим зоне индивидуальной и малоэтажной застройки (Ж2) правомерно признаны судами необоснованными, противоречащими действующему законодательству.
Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, в которой устанавливаются границы территориальных зон и градостроительные регламенты (часть 2, 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации),
В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Градостроительного устава г. Казани, утвержденного решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19 (с изменениями и дополнениями), Правила землепользования и застройки являются муниципальным нормативным правовым актом. В данные Правила включена карта территориальных зон градостроительных регламентов.
Исходя из части 1 статьи 58 Градостроительного устава г. Казани территория города, включая земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также бесхозяйные земельные участки, в пределах границ муниципального образования г. Казани делится на зоны, которые фиксируются на карте территориальных зон градостроительных регламентов. На сегодняшний день действует карта в составе Правил землепользования и застройки в редакции решения Казанской городской Думы от 24.01.2014 N 13-30.
Статьей 27 Градостроительного устава г. Казани установлена открытость и доступность информации о землепользовании и застройке.
Исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленную предпринимателем публичную кадастровую карту и карту территориальных зон градостроительных регламентов г. Казани, суд установил, что участок с кадастровым номером 16:50:320302:0004 находятся в поселке Щербаково г. Казани, прилегает к федеральной трассе М-7 (северной объездной) между улицами Березовая и Кадышевская, находится в выделенной зоне обслуживания населения Д2.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером 16:50:320302:0004 в зоне обслуживания населения Д2 подтверждается также и другими доказательствами по делу: кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 16:50:320302:0004; кадастровым делом на данный земельный участок, представленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, согласно которым на основании письма управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани от 04.06.2010 N 23-22-5388 вид разрешенного использования земельного участка с "индивидуальное жилищное строительство" решением от 07.07.2010 был изменен на "открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей"; действующими муниципальными правовыми актами: решением Казанского Совета народных депутатов от 30.06.2005 N 11-24, решением Казанской городской Думы от 16.07.2010 N 7-52, от 16.10.2013 N 13-25, которыми внесены изменения в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования г. Казани на территории жилого массива Щербаково, и из которых следует, что территория, находящаяся в поселке Щербаково г. Казани, и прилегающая к федеральной трассе М-7 (северной объездной дороге) переведена из зоны индивидуальной и малоэтажной застройки (Ж2) в зону обслуживания населения Д2, в том числе земельные участки между улицами Березовая и Кадышевская; письмами Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани в адрес заявителя.
С учетом изложенного судами сделал правильный вывод о том, что в данном случае имеет место бездействие ответчика, выразившееся в непринятии решения, указанного в статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которое не соответствует вышеприведенным нормам закона и нарушает права и законные интересы предпринимателем в сфере осуществления предпринимательской деятельности и обоснованно удовлетворил заявленные требования, возложив в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ на исполком обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 по делу N А65-24253/2014 оставь без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, в которой устанавливаются границы территориальных зон и градостроительные регламенты (часть 2, 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации),
В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2015 г. N Ф06-25272/15 по делу N А65-24253/2014
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3444/17
02.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25272/15
03.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2986/15
30.01.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24253/14