г. Казань |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А57-18533/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Арукаевой И.В.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015 (судья Павлова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Камерилова В.А., Лыткина О.В.)
по делу N А57-18533/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волжская жилищно-эксплуатационная компания", г. Саратов, (ОГРН 1076450012055, ИНН 6450931850), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Саратовское региональное отделение общественной организации - физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия", администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волжская жилищно-эксплуатационная компания" (далее - ООО "УК "Волжская ЖЭК", истец) с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик) о взыскании за счет средств казны муниципального образования 22 859 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 года, 32 349,49 руб. задолженности по оплате за содержание, ремонт и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме N 14 по ул. Радищева в г. Саратове за период с 01.01.2014 по 24.06.2014, 72 261,41 руб. задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01 января по 30 апреля 2014 года, 16 122,95 руб. задолженности по оплате за горячее водоснабжение.
Исковые требования основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком, являющимся собственником помещений общей площадью 423,5 кв.м в многоквартирном жилом доме N 14 по ул.Радищева в г.Саратове, обязательств по своевременной и полной оплате взносов на капитальный ремонт, а также оказанных услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, а также коммунальных услуг.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Саратовское региональное отделение общественной организации - физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия".
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования г. Саратов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу N А57-18533/2014 отменить, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, вынесенные судебные акты являются незаконными, необоснованными и подлежат отмене, ввиду неправильного применения судами норм права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем направления почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что жалоба удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "УК "Волжская ЖЭК" с 23.12.2008 осуществляет управление и обеспечивает эксплуатацию объектов общего имущества многоквартирного жилого дома N 14 по ул. Радищева, г. Саратов, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проводимого в форме очного голосования с почтовым адресом: ул. Радищева, д. 14, г. Саратов, от 23.12.2008 N 2.
В названном протоколе утвержден размер ежемесячной платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества за 1 кв. м: содержание жилья - 6,52 руб., ремонт жилья - 2,15 руб., капитальный ремонт - 4,50 руб., предусмотрено изменение указанной платы (ежегодная индексация тарифов) на основании Постановления Правительства Российской Федерации.
Спорное помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. им. Радищева А.Н., д. 14, литер ГД, 1-й, 2-й этаж представляет собой часть многоквартирного жилого дома по ул. Радищева А.Н., д.14 площадью 423,5 кв.м. Собственником данного помещения является муниципальное образование "Город Саратов".
В материалы дела истцом представлены следующие свидетельства о государственной регистрации права:
свидетельство от 25.06.2014 64-АД 336659 о регистрации права оперативного управления за Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Центральная детская юношеская спортивная школа" нежилого помещения Литера Г общей площадью 116,1 кв.м, этаж 2-й надземный номера на поэтажном плане 1-6 по адресу: г.Саратов, ул.Радищева, д.14;
свидетельство от 25.06.2014 64-АД 336660 о регистрации права оперативного управления за Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Центральная детская юношеская спортивная школа" нежилого помещения Литер Д общей площадью 25 кв.м, этаж 1-й надземный номера на поэтажном плане 1 по адресу: г.Саратов, ул.Радищева, д.14;
свидетельство от 25.06.2014 64-АД 336658 о регистрации права оперативного управления за Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Центральная детская юношеская спортивная школа" нежилого помещения Литер Г общей площадью 282,7 кв.м, этаж 1-й надземный номера на поэтажном плане 1 -16 по адресу: г.Саратов, ул.Радищева, д.14.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 N 58-704 и договором безвозмездного пользования объектом муниципального нежилого фонда от 11.01.2011 N 004/8, заключенным между комитетом по управлению имуществом г.Саратова (Комитет) и Саратовским региональным отделением общественной организации - физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия" (Ссудополучатель), помещение по адресу: г. Саратов, ул. им. Радищева А.Н., д. 14, литер ГД, 1-й, 2-й этаж (Объект) передано в безвозмездное пользование Саратовскому региональному отделению общественной организации - физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия".
Согласно пунктам 2.2.2, 2.2.3, и 2.2.8 договора от 11.01.2011 N 004/8 Ссудополучатель обязан: своевременно, за свой счет производить текущий ремонт Объекта, в том числе поддерживать в надлежащем состоянии фасад Объекта; принимать долевое участие в финансировании ремонта фасада здания, если в пользовании находится часть здания или помещения в нем; производить за свой счет капитальный ремонт Объекта с письменным согласованием объемов и сроков его проведения с Комитетом; обеспечивать сохранность инженерных сетей, коммуникаций и оборудования на Объекте; в течение одного месяца со дня подписания договора: заключить договоры на водо-, тепло-, газо-, электроснабжение Объекта непосредственно с организациями, представляющими указанные услуги или с Балансодержателем; заключить договор на техническое обслуживание Объекта с балансодержателем либо, при наличии фактической возможности и согласия балансодержателя, с иными организациями; в случае, если Объект находится в многоквартирном жилом доме, заключить содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома; заключить договор на сбор и вывоз бытовых отходов, отходов производства и потребления с организацией, представляющей соответствующие услуги; своевременно производить оплату услуг по указанным договорам.
01 мая 2008 года между Саратовским региональным отделением общественной организации - физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия" и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская жилищно-эксплуатационная компания" был заключен договор N 152-са по техническому обслуживанию общего имущества жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. им. Радищева А.Н., д. 14, литер ГД, 1-й, 2-й этаж, инженерного оборудования и предоставлении коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Оценка указанным договорам была дана в рамках дел N А57-20013/2012 и N А57-10265/2013.
Договор на содержание и ремонт общего имущества жилого дома, а также оказания услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению между муниципальным образованием "Город Саратов" и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская жилищно-эксплуатационная компания" до настоящего времени не заключен.
01 сентября 2008 года между открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (энергоснабжающая организация) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская жилищно-эксплуатационная компания" (абонент) был заключен договор N 52853т на снабжение тепловой энергией в горячей воде.
Вышеперечисленные обстоятельства были установлены при рассмотрении вступивших в законную силу судебных актов по делам N А57-20013/2012 и N А57-10265/2013.
Истец обосновывает свои исковые требования тем, что в период 2013 года Ответчик не производил оплаты взносов на капитальный ремонт в сумме 22 859,00 руб., с 01.01.2014 г. по 24.06.2014 года не произвел оплаты оказанных ответчику услуг по содержанию, текущему ремонту, капитальному ремонту общего имущества жилого дома в сумме 32 349,49 руб., а также услуг по теплоснабжению в сумме 72 261,41 руб. за отопление за период с января по апрель 2014 года и за горячее водоснабжение в сумме 16 122,95 руб. за период с января по июнь 2014 года.
Ненадлежащее исполнение ответчиком, являющимся собственником нежилых помещений общей площадью 423,5 кв.м в многоквартирном доме N 14 по ул.Радищева, г.Саратов, обязательств по своевременной оплате оказанных услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, оплате взносов на капитальный ремонт, а также услуг по теплоснабжению, послужили основанием для обращения с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из положений статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 36, 37, 39, 152, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и пришли к выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества и вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, участвовать в расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения, оплачивать коммунальные услуги.
Как правильно указано судами, согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Каждый участник долевой собственности согласно положениям статьи 249 ГК РФ обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктами 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Пунктом 2 статьи 154 ЖК установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Указанные обязанности также установлены в пунктах 28 и 29 Правил N 491.
В соответствии со статьей 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, в том числе и юридических лиц.
В силу требований приведенных норм права издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Факт возможности применения к спорным правоотношениям положений жилищного законодательства подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10.
На основании положений раздела VIII ЖК РФ и пунктов 16, 30 Правил Правила N 491, собственнику помещения, находящемуся в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания.
Исходя из пункта 5 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не мене чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, в пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (статьей 210, 249 ГК РФ, статьи 158 ЖК РФ) обязан нести расходы на содержание общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, судами сделан правильный вывод, что именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, и оплачивать взносы на капитальный ремонт независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11, на арендатора нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 ЖК РФ обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут.
Аналогичный подход применим и к взаимоотношениям между ссудодателем и ссудополучателем, регулируемым главой 36 ГК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 5 Постановления от 03.04.1998 N 10-П, уклонение части домовладельцев от заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт общего имущества не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации. Обязанность собственников жилья по внесению платы за жилое помещение, содержание общего имущества, коммунальные услуги закреплена в статьях 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме".
В силу изложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод судов, что отсутствие договора в виде документа, подписанного обеими сторонами, не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Таким образом, судами обоснованно взыскана задолженность за содержание и ремонт общего имущества дома, а также взысканы взносы на капитальный ремонт с собственника нежилого помещения.
Как следует из оспариваемых судебных актов, в период 2013 года истец оказывал ответчику услуги по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, исходя из тарифа 4,5 руб. за 1 кв.м, установленного протоколом внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. им. Радищева А.Н., д. 14, проводимого в форме очного голосования от 23.12.2008 года.
Также истец оказывал услуги по содержанию, ремонту и капитальному ремонту общего имущества жилого дома за период с 01.01.2014 года по 24.06.2014 года по тарифам, установленным протоколом внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. им. Радищева А.Н., д. 14, проводимого в форме очного голосования от 23.12.2008 года N 2 согласно которому размер платы за содержание жилья составляет 6,52 руб. за 1 кв.м., размер платы за ремонт жилья составляет 2,15 руб. за 1 кв.м., и размер платы за капитальный ремонт составляет 4,50 руб.
Стоимость капитального ремонта жилищного фонда Саратовской области на 2013 год согласно федеральным стандартам установлена в размере 6,20 руб. за 1 кв.м., на 2014 год - 6,70 руб. за 1 кв.м.
Истцом предъявлены к взысканию взносы на капитальный ремонт, установленные решением общего собрания собственников, которые составляют 4,5 руб. за 1 кв.м.
Расчет суммы задолженности проверен судами и признан верным.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что истец оказывал услуги по отпуску тепловой энергии и горячему водоснабжению.
Расчет объема и стоимости оказанных услуг также был проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан верным.
Обязанность по оплате оказанных коммунальных услуг именно собственником помещения также согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 N 13112/12.
Как следует из оспариваемого постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу, ответчик не оспаривает размер задолженности, период ее начисления, не заявил о наличии арифметических ошибок, не представил контррасчет.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Непредставление истцом платежных документов на оплату фактически оказанных услуг по содержанию и капитальному ремонту мест общего пользования жилого дома в Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" и Администрацию муниципального образования "Город Саратов" не является основанием для отказа в их оплате, т.к. сроки оплаты данных услуг установлены частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Лицо, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие договора безвозмездного пользования не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества, не возлагает на ссудополучателя обязанности по содержанию мест общего пользования и уплаты взносов на капитальный ремонт.
Данная позиция также отражена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11.
Таким образом, передача спорного нежилого помещения в безвозмездное пользование Саратовскому региональному отделению общественной организации физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия" не освобождает собственника указанного нежилого помещения от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). В силу закона муниципальное имущество может быть передано предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (часть 3 статьи 215 ГК РФ).
В соответствии с Положением о Комитете по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (в редакции от 26.05.2011), последний является финансовым органом муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
Пунктами 3.3, 3.23 Положения предусмотрено, что Комитет по финансам организует исполнение бюджета, является главным администратором доходов бюджета.
В соответствии с пунктом 3.44 Положения комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
На основании пункта 3.45 Положения комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства, судами сделан правильный вывод, что исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени муниципального образования "Город Саратов", в рассматриваемом случае, является Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Следовательно, взыскание долга обоснованно произведено с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В статье 215 ГК РФ указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что Комитет по финансам является компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения, и, соответственно, надлежащим ответчиком.
Довод заявителя жалобы о том, что единственным способом перечисления денежных средств в спорных правоотношениях является выделение субсидий в соответствии с бюджетным законодательством, не может быть признан судом кассационной инстанции обоснованным.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 БК РФ, в порядке субсидирования, не может являться основанием для освобождения от оплаты заявленной ко взысканию суммы.
Согласно данной норме эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов.
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального имущества ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Таким образом, всем доводам, содержащимся в кассационной жалобе, суды первой и апелляционной инстанции дали надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Иных доводов в обоснование своей позиции в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу N А57-18533/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Арукаева |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В статье 215 ГК РФ указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования.
...
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 БК РФ, в порядке субсидирования, не может являться основанием для освобождения от оплаты заявленной ко взысканию суммы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июля 2015 г. N Ф06-25141/15 по делу N А57-18533/2014