г. Казань |
|
07 июля 2015 г. |
Дело N А72-9273/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Тюриной Н.А., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
ответчика - Лямаевой С.А. (доверенность от 03.10.2014 N 1317), Чумаковой И.В. (доверенность от 09.02.2015 N 185), Анисимовой Л.И. (доверенность от 29.06.2015 N 1342),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.11.2014 (судья Малкина О.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 (председательствующий судья Серова Е.А, судьи Радушева О.Н., Селиверстова Н.А.)
по делу N А72-9273/2014
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - истец, УМУП "Ульяновскводоканал") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба" (далее - ответчик, ООО "РЭС") о взыскании задолженности в размере 7 971 744,34 руб. - основной долг.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе и пояснениях к ней от 26.05.2015 N 1338 ответчик с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, что суды нижестоящих инстанций сделали неправомерный вывод по определению размера платы за водоотведение исходя из суммарного объема потребленных холодной и горячей воды на границе эксплуатационной ответственности, и что в соответствии с приведенными данными в сводной таблице сумма долга перед истцом должна быть уменьшена на 619 073,21 руб.
В возражениях на кассационную жалобу истец с доводами, отраженными в последней, не согласился по основаниям, изложенным в текстах оспоренных по делу судебных актов.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика поддержали позицию своего доверителя, обозначенную в тексте кассационной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод о наличии оснований для отмены принятых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что между УМУП "Ульяновскводоканал" и ООО "РЭС" заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод от 01.08.2006 N 6475/2.
Пунктом 5.1. договора стороны предусмотрели, что действие договора распространяется на период с 01.08.2006 по 31.12.2006. Договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания действия договора ни одна их сторон не получила письменного извещения (уведомления) другой стороны о прекращении (расторжении) договора.
ООО "РЭС" осуществляет функции управляющей организации в отношении многоквартирных жилых домов, переданных ей собственниками в управление.
Как установлено судами предыдущих инстанций, все многоквартирные жилые дома, управляемые ответчиком, в спорный период оборудованы общедомовыми приборами коммерческого учета холодного водоснабжения; общедомовые приборы учета на водоотведение не установлены.
Во исполнение вышеуказанного договора ответчику в январе-марте 2014 года поставлено воды в определенных объемах, что подтверждается актами об оказании услуг от 26.01.2014 N 020106475, от 23.02.2014 N 020206475, от 30.03.2014 N 020306475 и счетами-фактурами за спорный период (л.д. 73-75).
Фактический объем оказанных услуг ответчику по водоснабжению и водоотведению был определен на основании показаний общедомовых приборов учета воды.
Между сторонами возник спор по определению объемов водоотведения за спорный период с января по март 2014 года.
Удовлетворяя исковые требования истца, суды не приняли во внимание возражения ответчика относительно методики определения объемов водоотведения. При этом суды согласились с расчетом УМУП "Ульяновскводоканал", указав, что абонент (ответчик) обязан оплатить предоставленные ему коммунальные услуги, объем которых определяется на границе эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с действующим законодательством: в части водоснабжения - по показаниям общедомовых приборов учета, в части водоотведения - в объеме, равном объему воды, поданной ответчику из всех источников централизованного водоснабжения.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.
Пунктом 2 Правил N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного постановления до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С 01 сентября 2012 года вступили в законную силу Правила N 354.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 постановления, утвердившего Правила N 124, подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил N 124 вступают в силу с даты вступления в силу Правил N 354, а именно с 01.09.2012.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды (ОДН).
К коммунальным ресурсам в вышеприведенной формуле приравниваются сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 2 Правил N 124).
В силу пункта 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее -Правила N 306), нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на ОДН, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Исходя из анализа указанных нормативных положений, при оплате коммунальных услуг вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилом или в нежилом помещении, объем которых определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии), либо по нормативу потребления коммунальной услуги в жилых помещениях (при отсутствии индивидуальных приборов учета).
В предшествующей редакции пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта 4 Правил N 354 постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Кроме того, с 27.04.2013 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац второй, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН.
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен, коммунальная услуга - водоотведение на ОДН не предусмотрена, плата за водоотведение на ОДН не может быть предъявлена ответчику и гражданам.
В части возможности использования показаний общедомовых приборов учета холодной и горячей воды для определения объема водоотведения Правила N 124 и N 354 каких-либо исключений не содержат.
Таким образом, выводы судов о доказанности истцом размера долга без учета проверки его соответствия Правилам N 354 и N 124 преждевременны.
При этом судебная коллегия считает необоснованной ссылку судов на пункт 56 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999, согласно которому в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенных средствами измерений, поскольку согласно пункту 3 вышеназванных Правил их положения не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) и гражданами, которые регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Поскольку суды фактически не учли императивные нормы, устанавливающие порядок определения объема коммунальной услуги, в данном случае водоотведения, признали правильным расчет истца, определившим объем водоотведения равным объему водопотребления (по общедомовым приборам учета при их наличии) без учета указанных выше Правил N 354 и N 124, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные нарушения, предложить сторонам представить расчет объема водоотведения в соответствии с требованиями Правил N 354 и N 124, проверить обоснованность размера заявленных требований с учетом изменений, вступивших в силу с 01.06.2013, и с учетом установленного разрешить спор в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Что касается ссылок судов на положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", то они являются несостоятельными, ибо их применение в отрыве от норм жилищного законодательства недопустимо, так как это противоречит подпункту 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. В то же время жилищное законодательство исходит из того, что объем водоотведения не может определяться по общедомовым приборам учета, фиксирующим объем водопотребления, поскольку ресурс используемый для нужд общего пользования, полностью потребляется. Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 20.02.2015 N 301-ЭС 15-4.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по делу N А72-9273/2014 - отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.А. Филимонов |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 01.06.2013 из указанного пункта 4 Правил N 354 постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
...
Что касается ссылок судов на положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", то они являются несостоятельными, ибо их применение в отрыве от норм жилищного законодательства недопустимо, так как это противоречит подпункту 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. В то же время жилищное законодательство исходит из того, что объем водоотведения не может определяться по общедомовым приборам учета, фиксирующим объем водопотребления, поскольку ресурс используемый для нужд общего пользования, полностью потребляется. Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 20.02.2015 N 301-ЭС 15-4."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июля 2015 г. N Ф06-24777/15 по делу N А72-9273/2014