г. Казань |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А55-9855/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
заявителя - Петровой Т.В. (доверенность от 30.12.2014),
ответчика - Селянской Т.А. (доверенность от 25.11.2014),
третьего лица - Селянской Т.А. (доверенность от 23.09.2014),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управлению ФНС России по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-9855/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт" к Управлению ФНС России по Самарской области с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Силовые машины", Судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым производствам УФССП России Ленинградской области Бондаренко Сергея Юрьевича, Межрайонного отдела по особым производствам УФССП России Ленинградской области, Богрякова Валентина Васильевича и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "ГАЗЭНЕРГОПРОМ" о признании незаконным решения УФНС по Самарской области от 27.03.2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт" (далее - ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения УФНС РФ по Самарской области от 27.03.2014 N 1100 об отмене решения МИФНС N 19 по Самарской области о государственной регистрации от 13.02.2014 N 416 и признании недействительным внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2146324019884 о переходе доли в уставном капитале ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", принадлежащей ООО "Корпорация "ГАЗЭНЕРГОПРОМ" к ООО "ТольяттиЭнергоСбыт".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, заявитель жалобы просит состоявшиеся судебные акты отменить, отказать ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" в удовлетворении заявленных требований.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель УФНС РФ по Самарской области поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" просил оставить судебные акты без изменения.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 06.02.2014 в МИФНС N 19 по Самарской области от исполняющей обязанности нотариуса Санкт-Петербурга Дмитриевой А.С. поступило заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001. Данное заявление было подано в связи с изменением сведений об ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", касающихся перехода к нему доли участника ООО "Корпорация "Газэнергопром". Заявителем при данном виде государственной регистрации выступал руководитель постоянно действующего исполнительного органа ООО "Корпорация "Газэнергопром" Винокуров С.С. Подпись заявителя удостоверена в нотариальном порядке.
На основании рассмотрения представленного документа инспекцией было принято решение о государственной регистрации от 13.02.2014 N 416 и внесена запись ГРН 2146324019884 в ЕГРЮЛ об изменении сведений, в соответствии с которой прекращены права на долю ООО "Корпорация "Газэнергопром" в уставном капитале ООО "ТЭС" и осуществлен переход прав на эту долю к самому юридическому лицу.
При рассмотрении Управлением ФНС России по Самарской области жалобы ОАО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт" (кредитор ООО "Корпорация "Газэнергопром") на указанное решение инспекции о государственной регистрации было установлено, что данное решение не соответствует законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем решением от 27.03.2014 N 1100 было отменено.
Отменяя решение УФНС РФ по Самарской области от 27.03.2014 N 1100 судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
В силу статьи 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
В силу статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.04.2010 N 595-О-О, пункт 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации допускает отмену вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего только в том случае, когда оно принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах; подобное решение имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль над деятельностью нижестоящих органов.
Основополагающим обстоятельством, подлежащим выяснению в рамках настоящего дела, является наличие либо отсутствие у Управления полномочий по отмене решения МИФНС о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице.
Согласно статье 1 Закона N 129-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с абзацем 3 названной статьи законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Законодательством о государственной регистрации не предусмотрен порядок обжалования решений нижестоящих органов в вышестоящий орган.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, спорные правоотношения не предусматривают возможность отмены вышестоящим регистрирующим органом решения нижестоящего регистрирующего органа, поскольку отношения в сфере государственной регистрации не являются отношениями, регулируемыми законодательством о налогах и сборах.
Более того, судом правомерно не принят во внимание довод УФНС РФ по Самарской области о том, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ленинградской области от 05.05.2014 запрет на совершение регистрационных действий и внесение изменений в ЕГРЮЛ в отношении долей в уставных капиталах, где участником является ООО "Корпорация "ГАЗЭНЕРГОПРОМ" был снят, связи с чем решение МИФНС России N 19 по Самарской области от 13.02.2014 N 416 было отменено законно.
Однако, снятие запрета не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
При таких условиях, суд пришел к правильному выводу о том, что Управление не имело полномочий по отмене решения МИФНС России N 19 по Самарской области от 13.02.2014 N 416 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А55-9855/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Закона N 129-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с абзацем 3 названной статьи законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Законодательством о государственной регистрации не предусмотрен порядок обжалования решений нижестоящих органов в вышестоящий орган.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 июля 2015 г. N Ф06-25821/15 по делу N А55-9855/2014