г. Казань |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А55-25413/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-25413/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин трейд", г. Самара (ОГРН 1066319094456, ИНН 6319126048) к Министерству имущественных отношений Самарской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Крез-2", о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Грин трейд" (далее - заявитель, ООО "Грин трейд") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованиями, с учетом изменений предмета, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) об отказе в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 28.07.2014 N 12-1/1846/14, об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления ООО "Грин трейд" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0621010:268, расположенного по адресу: Самарская обл., г.Самара, Октябрьский район, ул.Революционная/ул.Подшипниковая, площадью 111,50 кв.м под временный мини-магазин (магазин-павильон по реализации продуктов питания), об обязании Министерства произвести все необходимые действия по предоставлению земельного участка в соответствии с пунктом 2.11-2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, норма Порядка о преимущественном праве приобретения в аренду испрашиваемого земельного участка на нового владельца временного объекта (магазин - павильона) не распространяется, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только на общих основаниях (путем проведения торгов), при этом, на общих основаниях (путем проведения торгов) осуществляется предоставление свободных земельных участков. По мнению подателя жалобы, предоставление данного земельного участка возможно в соответствии с пунктами 2.11-2.13 Порядка после его освобождения от временного объекта. Также податель жалобы ссылается на то, что размещение торгового объекта, принадлежащего заявителю, на испрашиваемом земельном участке согласно схеме, не предусмотрено.
ООО "Грин трейд" не согласившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, представило отзыв с обоснованием своей позиции, просило судебные акты оставить без изменения.
Законность вышеуказанных судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.08.2008 N 1407 земельный участок площадью 111,5 кв.м, расположенный по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Революционная/ул.Подшипниковая был предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "КРЕЗ-2" (далее - ООО "КРЕЗ-2"). 17.12.2008 между заинтересованным лицом и ООО "КРЕЗ-2" был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 111,5 кв.м, расположенный адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Революционная/ ул.Подшипниковая, для использования под временный мини-магазин на срок с 06.03.2008 по 04.03.2013 (л.д. 84-89).
Арендные правоотношения прекращены с 06.06.2014.
07 апреля 2014 года между ООО "КРЕЗ-2" и ООО "Грин трейд" заключен договор купли-продажи здания временного магазина, находящегося на арендуемом земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул.Революционная/ул.Подшипниковая, площадью 111,50 кв.м.
14 июля 2014 года ООО "Грин трейд" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания, с приложенным пакетом необходимых документов.
Письмом от 28.07.2014 N 12-1/1843/14 Министерство отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в виду отсутствия у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды и в связи с отсутствием данного объекта торговли в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Заявитель, полагая, что отказ Министерства является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Согласно пунктам 2.11 - 2.12. указанного Порядка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
В недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка Министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0621010:268.
С учетом того, что заявитель просил обязать Министерство произвести все необходимые действия по предоставлению указанного земельного участка в соответствии с пунктами 2.11-2.13 Порядка предоставления земельных участков, предусматривающими процедуру проведения торгов, суд правомерно посчитал доводы заинтересованного лица о невозможности предоставления земельного участка ввиду отсутствия у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды несостоятельными.
Ссылка Министерства о наличии возможности предоставления земельного участка только после освобождения земельного участка от временного объекта правомерно был отклонен судами двух инстанций.
Судами установлено, что объект, размещенный на данном земельном участке, является временным строением. Согласно заключению Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 22.02.2012 N 09/2958, также представленное в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, магазин-павильон по реализации продуктов питания не является объектом капитального строительства. Таким образом данном случае не применимы положения статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 271, 273 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, наличие на испрашиваемом земельном участке временного объекта, не является препятствием для проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и, соответственно, не является препятствием для выполнения всех необходимых в связи с этим действий по подготовке к проведению торгов.
Суды правомерно признали необоснованным довод Министерства о невозможности предоставления земельного участка по причине того, что размещение нестационарного объекта общества на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 N 377, исходя из следующего.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Нестационарный торговый объект ООО "Грин трейд" размещен на спорном земельном участке, который предоставлялся в аренду ООО "КРЕЗ-2" под установку временного магазина ранее, в 2008 году, до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.08.2008 N 1407.
Таким образом, эксплуатация торгового объекта осуществлялась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Следовательно, наличие либо отсутствие объекта в схеме, утвержденной в 2013 году, не может служить препятствием для его дальнейшего размещения на спорном земельном участке.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 28, 34 ЗК РФ, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, установив, что решение Министерства противоречит действующему законодательству и нарушает права общества, удовлетворили заявление.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы и отклоняются судебной коллегией, так как не опровергают выводы судов, изложенные в судебных актах, а выражают лишь несогласие с ним и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу N А55-25413/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что объект, размещенный на данном земельном участке, является временным строением. Согласно заключению Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 22.02.2012 N 09/2958, также представленное в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, магазин-павильон по реализации продуктов питания не является объектом капитального строительства. Таким образом данном случае не применимы положения статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 271, 273 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 28, 34 ЗК РФ, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, установив, что решение Министерства противоречит действующему законодательству и нарушает права общества, удовлетворили заявление."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июля 2015 г. N Ф06-26451/15 по делу N А55-25413/2014