г. Казань |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А57-6469/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
истца - Шельпякова А.В., доверенность от 09.12.2014 б/н,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015 (судья Чирков О.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-6469/2014
по исковому заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, г. Саратов, (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), г. Саратов,
третьи лица: комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрация муниципального образования "город Саратов", г. Саратов, комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", г. Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", МКУ "Городской центр механизации ЖКХ", г. Саратов, о понуждении произвести реконструкцию,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее по тексту - АТСЖ, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, комитет по ЖКХ) о понуждении МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А, 16, 18 по ул. Измайлова, N N 15, 16, 17, 19, 20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09: по котельной N 10 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24) разработать и согласовать проект её реконструкции, с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: определить проектом режим работы котельной в летний период для подготовки и отпуска горячей воды системы горячего водоснабжения по закрытой циркуляционной схеме; увеличить поверхность нагрева подогревателей системы горячего водоснабжения или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования уровня конденсата); в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию котельной N 10 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24); по ЦТП N 5 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А) разработать и согласовать проект его реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: по увеличению поверхности нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС; выполнить присоединение циркуляционного трубопровода ГВС в соответствии с требованиями нормативов); в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 5 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А); по ЦТП N 8 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. 4 Прокатная, 18А) разработать и согласовать проект его реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: по увеличению поверхность нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС); в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 8 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. 4-я Прокатная, 18А); по внутриквартальным тепловым сетям горячего водоснабжения от котельной N 10, от ЦТП N 5 и от ЦТП N 8 до вводов многоквартирных жилых домов: N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А, 16, 18 по ул. Измайлова, N N 15, 16, 17, 19, 20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове разработать и согласовать проекты их модернизации, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованными проектами произвести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от котельной N 10, от ЦТП N 5 и от ЦТП N 8 до вводов многоквартирных жилых домов: N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А, 16, 18 по ул. Измайлова, N N 15, 16, 17, 19, 20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове, а также взыскать с МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района судебные расходы в сумме - 200 000 руб., понесенные за проведение судебной экспертизы.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015 суд обязал МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: N N 2,5,5А,8А,15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
по котельной N 10 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24) разработать и согласовать проект её реконструкции, с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: определить проектом режим работы котельной в летний период для подготовки и отпуска горячей воды системы горячего водоснабжения по закрытой циркуляционной схеме; увеличить поверхность нагрева подогревателей системы горячего водоснабжения или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования уровня конденсата);
в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию котельной N 10 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24);
по ЦТП N 5 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А) разработать и согласовать проект его реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: по увеличению поверхности нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС; выполнить присоединение циркуляционного трубопровода ГВС в соответствии с требованиями нормативов);
в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 5 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А).
по ЦТП N 8 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. 4 Прокатная, 18А) разработать и согласовать проект его реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: по увеличению поверхность нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС);
в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 8 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. 4-я Прокатная, 18А);
по внутриквартальным тепловым сетям горячего водоснабжения от котельной N 10, от ЦТП N 5 и от ЦТП N 8 до вводов многоквартирных жилых домов: N N 2,5,5А,8А,15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове разработать и согласовать проекты их модернизации, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
в соответствии с согласованными проектами произвести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от котельной N 10, от ЦТП N 5 и от ЦТП N 8 до вводов многоквартирных жилых домов: N N 2,5,5А,8А,15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове.
В удовлетворении исковых требований к ОАО "Волжская ТГК" отказано. С МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района взысканы судебные расходы в сумме 200 000 руб., понесенные за проведение экспертизы.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015, Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "город Саратов" обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17.11.2003 и действует в настоящее время в соответствии с редакцией устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28.11.2005 (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова).
АТСЖ Ленинского района - некоммерческая организация, созданная для содействия её членам достижения целей по обеспечения жилищными и коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах (пункты 1.1, 3.1., 3.3 Устава и статья 138 ЖК РФ).
Учредителями (членами) Ассоциации являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе ТСЖ "Техстекло", в состав которого входят многоквартирные жилые дома: N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове.
Многоквартирные жилые дома N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды от внутриквартальных тепловых сетей котельной, имеющей адресный ориентир - г. Саратов, ул. Ипподромная, 24 (далее по тексту - "котельная N 10").
Многоквартирные жилые дома N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей котельной, имеющей адресный ориентир - г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А (далее по тексту - "котельная N 18") и технологически связанных с ней: ЦТП N 5 по адресному ориентиру - г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А (далее по тексту - "ЦТП N 5") и ЦТП N 8 по адресному ориентиру - г. Саратов, ул. 4-я Прокатная, 18А (далее по тексту - "ЦТП N 8").
ОАО "Волжская ТГК" письмом от 09.02.2012 года N 300/385, направленного в адрес комитета по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов" проинформировало его о необходимости проведения работ по реконструкции оборудования ЦТП N N 5,8 и восстановлении линий циркуляции горячего водоснабжения.
Однако, все обращения ОАО "Волжская ТГК" оставлены комитетом по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" без удовлетворения, что не позволяет обеспечить население, проживающее в вышеперечисленных многоквартирных жилых домах горячей водой в соответствии с требуемыми параметрами.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Подача горячего водоснабжения в жилые дома от котельных N N 10 и ЦТП N N 5,8 производится по тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения и необходимого оборудования в помещении котельной N 10 и ЦТП N N 5,8.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных в исковом заявлении домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
При том, согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от котельной N 10 и ЦТП N N 5,8 в жилые дома, находящиеся в управлении Ассоциации ТСЖ требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 подтверждается ведомостями учета тепловой энергии.
Экспертным заключением установлено, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилые дома: N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А, 16, 18 по ул. Измайлова, N N 15, 16, 17, 19, 20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове от котельной N 10 и ЦТП N N 5,8 является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях, а также отсутствие необходимого технического оборудования внутри котельной N 10 и ЦТП N N 5,8. Существующая в настоящее время схема горячего водоснабжения в силу своих особенностей и конструктивных недостатков не может обеспечить одновременно всех собственников и нанимателей квартир многоквартирных жилых домов горячей водой, с требуемой нормативами температурой.
Котельные N N 10,18, ЦТП N N 5,8 и внутриквартальные сети от них до тепловых вводов спорных жилых домов находятся в собственности МО "Город Саратов", что подтверждается письмами N 07-09/11375 от 30.04.2014 и N 04-08/8511 от 02.04.2013 комитета по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов".
В свою очередь 01.01.2006 между комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская ТГК" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор N 155 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (котельные и подключенные к ним теплотрассы, в том числе котельные N N 10,18 и ЦТП N N 5,8) - в безвозмездное пользование, в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 15.12.2005 N 66-636.
Согласно приложению N 155 к договору ООО "Волжская ТГК" были переданы тепловые сети от котельных N N 10, 18 и от ЦТП N N 5, 8, а также сами котельные N N 10,18 и ЦТП N N 5, 8.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
Работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно (пункт 2.2.4 договора).
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от котельной N 10 и ЦТП N N 5,8, а также самой котельной N 10 и ЦТП N N 5, 8 не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 08.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Статьей 51 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649.
На основании изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что судами предыдущих инстанций правомерно удовлетворены заявленные исковые требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что он не являлся стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 01.01.2006 года N 154 и не передавал имущество ОАО "ВоТГК", не является ни ссудодателем, ни собственником вышеуказанного имущества, ни эксплуатирующей организацией, следовательно, не имеет обязанности по выполнению возложенных судом первой инстанции функций, подлежат отклонению, как необоснованные и не подтвержденные материалами дела в виду следующего.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", утверждённого решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202, предусмотрено, что комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением Администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции комитета.
К числу основных задач комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1 Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе, в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы Администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции комитета.
Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности на обращение в суд с настоящим иском были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Доказательств того, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права за пределами срока исковой давности в три года ответчиками в материалы дела не представлено.
Более того, законным и обоснованным является вывод судов обеих инстанций о наличии в действиях (бездействии) муниципального образования длящегося правонарушения, при котором срок исковой давности признать пропущенным со стороны истца не представляется возможным.
Также в указанной ситуации следует руководствоваться абзацем пятым статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации (о нераспространении исковой давности на требования собственника), ибо у истца отсутствует в данном деле свой собственный интерес, отличный от интересов собственников и жильцов многоквартирных жилых домов, которых касается настоящий спор.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции.
Все возражения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 по делу N А57-6469/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
А.А. Хайбулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Доказательств того, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права за пределами срока исковой давности в три года ответчиками в материалы дела не представлено.
Более того, законным и обоснованным является вывод судов обеих инстанций о наличии в действиях (бездействии) муниципального образования длящегося правонарушения, при котором срок исковой давности признать пропущенным со стороны истца не представляется возможным.
Также в указанной ситуации следует руководствоваться абзацем пятым статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации (о нераспространении исковой давности на требования собственника), ибо у истца отсутствует в данном деле свой собственный интерес, отличный от интересов собственников и жильцов многоквартирных жилых домов, которых касается настоящий спор."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2015 г. N Ф06-26076/15 по делу N А57-6469/2014
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2476/2022
11.07.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22189/17
14.04.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3313/17
23.12.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12424/15
04.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26076/15
10.04.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2236/15
06.02.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-6469/14