г. Казань |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А57-17938/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Даниленко Г.Ю., доверенность от 30.12.2014,
Центрального банка Российской Федерации - Пастушенко Е.Н., доверенность от 29.09.2014,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2015 (судья Топоров А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А57-17938/2013
по заявлению Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, заинтересованные лица: Центральный банк Российской Федерации, г. Москва, Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Ассоциация Товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Норд", Саратовская область, Саратовский район, село Березина речка, общество с ограниченной ответственностью "Эксми", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Люксжилсервис", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭлектроГенерирующая компания", г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района", г. Саратов, Союз товариществ собственников жилья "Прогресс", г. Саратов, Некоммерческое партнёрство "Адвокатское бюро Юрком", г. Саратов, Индивидуальный предприниматель Мирошин Александр Константинович, г. Саратов, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Саратовской области (далее банк) по списанию денежных средств с балансового счёта N 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации" (банковский счёт N 40701810300003000003), открытого для обслуживания лицевых счетов неучастников бюджетного процесса - муниципальных автономных и муниципальных учреждений, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", в сумме 183 571 977 рублей 26 копеек.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2013 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ассоциация ТСЖ Ленинского района, общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест", общество с ограниченной ответственностью "Норд", общество с ограниченной ответственностью "Эксми", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Люксжилсервис", общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭлектроГенерирующая Компания", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района", Союз товариществ собственников жилья "Прогресс", Некоммерческое партнерство "Адвокатские бюро "Юрком", индивидуальный предприниматель Мирошин А.К.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 года, в удовлетворении требований Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" было отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.07.2014 решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2015 требования Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Саратовской области по списанию денежных средств с балансового счета N 40701 "Счета государственных организаций. Финансовые организации" (банковский счет N 40701810300003000003), открытого Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", в размере 93 657 046 руб. 62 коп. В остальной части требований отказано.
Отделение по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части удовлетворения заявленных требований как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность судебных актов обжалуемой части, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что в период с 04.06.2013 по 18.09.2013 Головным расчетно-кассовым центром Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Саратовской области во исполнение вступивших в законную силу судебных актов о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования списано 183 571 977,26 рублей с банковского счета N 40701810300003000003, открытого Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", на котором учитывались денежные средства от приносящей доход деятельности муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, средства фонда обязательного медицинского страхования (балансовый счет N 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации").
Полагая незаконными действия Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Саратовской области по списанию денежных средств с балансового счёта N 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации" (банковский счёт N 40701810300003000003), открытого для обслуживания лицевых счетов не участников бюджетного процесса - муниципальных автономных и муниципальных учреждений, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, пришли к выводу, что Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" не является казенным учреждением - должником в понимании, закрепленном в статье 6, пунктах 1 и 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у ЦБ РФ в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Саратовской области не имелось правовых оснований для совершения оспариваемых действий.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, производится в соответствии со статьей 242.2 БК РФ "Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"; и статьей 242.5 БК РФ "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений".
Часть 12 статьи 242.5 БК РФ допускает возможность исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, если должнику открыты счета в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации.
При этом установленная статьей 242.5 БК РФ процедура, регулирует порядок взыскания денежных средств с местного бюджета только по судебным актам, предусматривающим обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
При этом должником по таким судебным актам статья 242.5 БК РФ подразумевает не муниципальное образование, а казенное учреждение, о чем прямо указано в части 1 статьи 242.5 Кодекса.
Под казенным учреждением статья 6 БК РФ понимает государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Как следует из материалов дела, денежные обязательства возникли из субсидиарной ответственности публично-правового образования - муниципального образования "Город Саратов" в лице главного распорядителя средств местного бюджета - Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Учитывая, что Комитет не является должником по исполнительному документу в том смысле, который предусмотрен в статье 242.5 БК РФ, поскольку задолженность образовалась не в результате финансово-хозяйственной деятельности Комитета по финансам; в данном случае Комитет по финансам выступает от лица муниципального образования "Город Саратов", как уполномоченный финансовый орган, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о признании неправомерным списание банком денежных средств со счета, открытого Комитету по финансам.
Далее статья 242.2 БК РФ не предусматривает исполнения указанных в ней судебных актов в порядке исполнительного производства.
Согласно пункту 4 данной нормы права для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Таким образом, если судебным актом денежные средства взысканы непосредственно с публично-правового образования (не в порядке субсидиарной ответственности по долгам казенных учреждений): по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), по искам о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета (ст. 242.2 БК РФ), такие судебные акты подлежат исполнению финансовым органом муниципального образования в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу, что все решения судов, во исполнение которых банк произвел списание денежных средств со счета Комитета, предусматривали взыскание денежных средств с муниципального образования "Город Саратов", в связи с чем их исполнение должно было осуществляться в соответствии со статьей 242.2 БК РФ, исключающей возможность принудительного списания банком средств со счета Комитета.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что между Центральным Банком РФ в лице Головного расчетно-кассового центра в г. Саратове Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области был заключен договор банковского счета от 14.11.2011 N 67, в соответствии с которым Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" был открыт банковский счет 40701810300003000003. На указанном счете учитывались денежные средства от приносящей доход деятельности муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, средства фонда обязательного медицинского страхования (балансовой счет N40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации").
Предметом договора являлось обслуживание банком счета по учету денежных средств на балансовом счете N 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации" в валюте Российской Федерации. К данному балансовому счету был открыт банковский счет N 40701810300003000003, к которому в Комитете по финансам открыты лицевые счета 391 муниципального учреждения, в том числе 34 лицевых счета муниципальных автономных учреждений и 357 лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Таким образом, является обоснованным вывод судебных инстанций о том, что банковский счет, с которого произведено списание, не является банковским счетом казенных учреждений, по неисполненным обязательствам которых обращено взыскание на средства казны муниципального образования "Город Саратов".
Отношения Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и Банка России на основании заключенного между ними договора банковского счета N 67 от 14.11.2011 года подпадают под правовое регулирование главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, включая статью 845 ГК РФ, предусматривающую возможность списания банком денежных средств с банковского счета клиента без распоряжения клиента по решению суда в случаях, предусмотренных законом.
Как установлено судебными инстанциями, заявителю открыт лицевой счет получателя бюджетных средств N 008010011 и постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 20.02.2013 N 281 "О мерах по обеспечению исполнения бюджет муниципального образования "Город Саратов" на 2013 год" на Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность по финансовому обеспечению погашения задолженности по исполнительным листам, предъявленным к казне муниципального образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности.
Доказательств того, что взыскателями по исполнительным листам, предъявленным в банк, предпринимались действия по обращению взыскания на средства местного бюджета муниципального образования "Город Саратов" в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, в материалы дела представлено не было.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к верному выводу о признании оспариваемых действий Центрального Банка Российской Федерации по принудительному списанию денежных средств с балансового счета N 40701 "Счета государственных организаций. Финансовые организации" (банковский счет N 40701810300003000003) не соответствующими положениям статьи 239 и главы 24.1 БК РФ, регулирующими порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, действиями банка по списанию денежных средств со счета были нарушены права и законные интересы заявителя - Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", о чем верно указано судебными инстанциями.
При этом судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела правомерно были учтены следующие обстоятельства: в порядке кассационного производства решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-16449/2012 о взыскании с МО "Город Саратов" 41640329 руб. в пользу АТСЖ Ленинского района отменено 06.03.2014, в иске отказано в полном объеме; решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-17665/2012 о взыскании с МО "Город Саратов" 36 390 177,86 руб. в пользу АТСЖ Ленинского района отменено 16.01.2014, в иске отказано в полном объеме; определение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-17059/2010 о взыскании с МО "Город Саратов" 300 000 руб. в пользу НП Адвокатское бюро "ЮРКОМ" отменено 14.11.2013, дело направлено на новое рассмотрение. Впоследствии определением Арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2014 в удовлетворении заявления НП Адвокатское бюро "ЮРКОМ" о взыскании 300 000 руб. с МО "Город Саратов" было отказано в полном объеме.
Суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении спора установлены обстоятельства, с которыми статья 198 АПК РФ связывает незаконность действий органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительность ненормативных правовых актов, в связи с чем судебные инстанции обоснованно удовлетворили требования Комитета в обжалуемой части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального или процессуального права, то есть не свидетельствуют о судебной ошибке, и подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку, по существу сводятся к переоценке выводов суда апелляционной инстанции о доказательствах и обстоятельствах дела, так как указывают на иную их оценку, что в силу статей 286, 287 АПК РФ не может повлечь отмену судебного акта при его проверке в кассационном порядке.
По существу приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции на основании произведенной им оценки имеющихся в деле доказательств, по причине несогласия заявителя жалобы с результатами указанной оценки судом апелляционной инстанции.
Между тем, иная оценка заявителем жалобы установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствуют о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Суд кассационной инстанции, проверяющий в соответствии со статьей 286 АПК РФ только законность обжалованных судебных актов, то есть соответствие выводов судов о примененной норме права установленных судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не вправе переоценивать выводы нижестоящего суда об установленных им фактических обстоятельствах дела, в том числе по мотивам преимущества одних доказательств перед другими.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, то основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А57-17938/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и Банка России на основании заключенного между ними договора банковского счета N 67 от 14.11.2011 года подпадают под правовое регулирование главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, включая статью 845 ГК РФ, предусматривающую возможность списания банком денежных средств с банковского счета клиента без распоряжения клиента по решению суда в случаях, предусмотренных законом.
...
Доказательств того, что взыскателями по исполнительным листам, предъявленным в банк, предпринимались действия по обращению взыскания на средства местного бюджета муниципального образования "Город Саратов" в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, в материалы дела представлено не было.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к верному выводу о признании оспариваемых действий Центрального Банка Российской Федерации по принудительному списанию денежных средств с балансового счета N 40701 "Счета государственных организаций. Финансовые организации" (банковский счет N 40701810300003000003) не соответствующими положениям статьи 239 и главы 24.1 БК РФ, регулирующими порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 августа 2015 г. N Ф06-26312/15 по делу N А57-17938/2013
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26312/15
21.04.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1448/15
12.01.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17938/13
03.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11733/13
05.03.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1051/14
26.12.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17938/13