г. Казань |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А65-30300/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Коноплёвой М.В.,
при участии представителей:
истца - Идиятуллина Р.М., доверенность от 23.01.2015 N 119-13/6,
ответчика - Пятницына С.Д.,доверенность от 18.06.2015 N 370Д,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 (судья Аппакова Л.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-30300/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания", г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, об обязании произвести регистрацию права аренды лесного участка, при участии третьего лица: Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа от 07.11.2014 N 59/006/2014-377 в государственной регистрации права по договору аренды от 12.08.2014 N 668, об обязании Управления произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,03 га, имеющего месторасположение: РТ, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1, Аксубаевского участкового лесничества, квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5, Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества, квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9, квартал 102 выдел 26, квартал 109 выдел 32, Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08, по договору от 12.08.2014 N 668, заключенного между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2015 допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка, при этом вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в соответствии с действующим законодательством спорные земельные участки, являющиеся предметом договора аренды, не были сформированы как самостоятельный объект права, а также образование нового лесного участка из частей лесных участков (прошедших кадастровый учет) должно производится посредством их раздела, кроме того, отсутствует существенное условие договора аренды - условие о его предмете.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "Сетевая компания" и Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ОАО "Сетевая компания" возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судами, право собственности на лесной участок общей площадью 0,03 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1 Аксубаевского участкового лесничества; квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5 Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества; квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9, квартал 102 выдел 26, квартал 109 выдел 32 Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества; кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08, зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: 16-АЕ N 329190, 16-АЕ N 293786, 16-АЕ N 29116.
На основании статей 45, 71, 83 Лесного кодекса Российской Федерации и приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан издано распоряжение от 08.04.2014 N 96-р о предоставлении ОАО "Сетевая компания" лесных участков в аренду сроком на 49 лет общей площадью 0,90238 га в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи), в том числе в кварталах N 6, 35, 44, 91, 101, 102, 109 площадью 0,03 га.
Согласно указанного распоряжения ОАО "Сетевая компания" (арендатор) и Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (арендодатель) заключили договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи) от 12.08.2014 N 668, по условиям которого арендатору на срок до 11.08.2063 предоставляется во временное пользование лесной участок площадью 0,03 га, находящийся в государственной собственности и расположенный по адресу: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1 Аксубаевского участкового лесничества; квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5 Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества; квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9, квартал 102 выдел 26, квартал 109 выдел 32 Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества; кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08.
На основании пункта 3 указанного договора схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка).
ОАО "Сетевая компания" обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды в отношении вышеперечисленных объектов недвижимости (земельные участки).
В качестве правоустанавливающих документов были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права от 26.09.2014 N 16-16-59/006/2014-377; доверенность от 16.08.2013 N 1Д-212; устав ОАО "Сетевая компания" от 14.11.2012; договор аренды от 12.08.2014 N 668; выписка из протокола от 21.05.2012; распоряжение от 08.04.2014 N 96-р; платежное поручение от 24.09.2014 N 3477; свидетельство о внесении записей в ЕГРЮЛ от 28.11.2012 N 006697696; свидетельство о постановке на учет от 22.07.2005 N 002638853; доверенность от 30.12.2013 N 119-13/159.
Уведомлением от 08.10.2014 N 59/006/2014-377 Управление приостановило государственную регистрацию договора аренды на основании пункта 1 статьи 19 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с необходимостью провести государственный кадастровый учет с последующей государственной регистрацией права государственной собственности на указанный лесной участок.
Сообщением от 07.11.2014 N 59/006/2014-377 Управление отказало в государственной регистрации договора аренды в отношении указанных земельных участков на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации Управление указало на то, что согласно пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. В ЕГРП записи о государственной регистрации права на земельные участки отсутствуют.
ОАО "Сетевая компания", посчитав, что вышеуказанное сообщение от 07.11.2014 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено в пункте 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Пунктом 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. В отношении таких участков осуществляется их государственный учет посредством внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Закона N 201-ФЗ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Как установлено судами, спорные земельные участки, являющиеся предметом договора аренды от 12.08.2014 N 668, учтены в государственном лесном реестре Аксубаевского муниципального района (номер учетной записи 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08). К договору приложены план-схемы расположения и границы лесных участков с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, их характеристика и характеристика насаждений, цель использования.
Правовая позиция относительно применения положений указанных норм определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/2013, в котором отмечено, что поскольку правила статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
В связи с чем основания, указанные Управлением в решении об отказе в регистрации договора аренды, при наличии записи в государственном лесном реестре, схемы расположения лесного участка, при определении границ на кадастровой карте (план), позволяющие индивидуализировать объект аренды, приравниваемых к кадастровым паспортам, не основаны на правильном толковании действующего законодательства.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу N А65-30300/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовая позиция относительно применения положений указанных норм определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/2013, в котором отмечено, что поскольку правила статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 августа 2015 г. N Ф06-26483/15 по делу N А65-30300/2014
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26483/15
09.06.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25775/15
27.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4240/15
24.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30300/14