г. Казань |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А55-10541/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Пашиной Ж.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Латыпова Н.М. (доверенность от 03.03.2015),
ответчика - Ряхова Л.В. (доверенность от 29.12.2014),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Самарской области кассационную жалобу акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу N А55-10541/2014
по заявлению акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация", г. Самара (ИНН 6315395522, ОГРН 1066315051571) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, при привлечении третьих лиц: администрации Большечерниговского района Самарской области, с. Большая Черниговка Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Колос", п. Восточный Большечерниговского района Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация", которое было переименовано в акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - общество, АО "СамРЭК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа от 24.02.2014 N 14/600/2014-65 в государственной регистрации права собственности АО "СамРЭК" на объект недвижимого имущества - "Газопровод высокого, среднего и низкого давления, для газоснабжения поселка Верхние Росташи муниципального района Большечерниговский Самарской области протяженностью 21 051 м., расположенный по адресу: Самарская область, Большечерниговский район, п. Восточный, с кадастровым номером 63:15:0000000:1824, и обязании Управления Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности АО "СамРЭК" указанный на объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены администрация Большечерниговского района Самарской области, с. Большая Черниговка, Самарская обл., общество с ограниченной ответственностью "Колос", п. Восточный, Большечерниговский район, Самарская обл., Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014 в заявленные требования удовлетворены.
Судебная инстанция исходила из того, что общество в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) представило все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимости, что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности на оспариваемый объект.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Повторно рассматривая дело суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, сделал вывод о том, что представленный заявителем на государственную регистрацию договор аренды от 12.05.2011 N 02-140х/11 не может считаться заключенным, поскольку в этом договоре отсутствует предмет, а именно, не указан кадастровый номер переданного заявителю в пользование земельного участка, а также другие данные, позволяющие точно идентифицировать объект правоотношений, кроме того, сведения о местоположении предоставленного в аренду земельного участка имеют лишь ориентировочный, приблизительный характер.
В кассационной жалобе АО "СамРЭК", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, постановление суда апелляционной инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства
Заявитель кассационной жалобы полагает, что из текста договора аренды земельного участка от 12.05.2011 следует, какой именно, в границах каких кадастровых кварталов и какой площадью передан земельный участок, при этом договор аренды исполнялся длительное время и у сторон договора отсутствовали разногласия по поводу объекта в процессе его исполнения.
В судебном заседании представитель АО "СамРЭК", поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области возражал против ее удовлетворения
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили
В соответствии со статьей 153 - 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Проверив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по заявлению АО "СамРЭК" администрацией Большечерниговского района Самарской области принято постановление от 04.11.2010 N 657 "О предварительном согласовании мест размещения подземного газопровода высокого, среднего и низкого давления для газоснабжения п. Верхние Росташи" (с учетом постановления от 05.04.2011 N 203).
Согласно пункта 1 указанного постановления необходимо утвердить схему расположения земельных участков общей площадью 227 780 кв.м, из них: из земель населенных пунктов; из земель сельскохозяйственного назначения; из земель государственной собственности; из земель общедолевой собственности; из земель промышленности, для проектирования и строительства подземного газопровода высокого, среднего и низкого давления для газоснабжения п. Верхние Росташи.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрено согласовать место размещения подземного газопровода высокого, среднего и низкого давления на земельных участках, указанных в пункте 1, за исключением участков из земель общедолевой собственности.
Между администрацией Большечерниговского района Самарской области (арендодатель) и АО "СамРЭК" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 12.05.2011 N 02-140х/11, по условиям которого арендатору на срок 11 месяцев предоставлялся земельный участок общей площадью 63 520 кв.м, из них:
- из земель населенных пунктов п. Верхние Росташи площадью 48 100 кв. м (5100 кв. м. в кадастровом квартале 63:15:1005001; 19 000 кв. м в кадастровом квартале 63:15:1005002; 10 900 кв. м в кадастровом квартале 63:15:1002001; 13 100 кв. м в кадастровом квартале 63:15:1002002);
- из земель сельскохозяйственного назначения площадью 15 160 кв. м (6600 кв. м и 1440 кв. м в кадастровом квартале 63:15:1004002; 3220 кв. м и 440 кв. м в кадастровом квартале 63:15:1001008; 3460 кв. м в кадастровом квартале 63:15:1001002 из земель государственной собственности; 143 280 кв.м);
- из земель промышленности площадью 260 кв. м.
В свою очередь, АО "СамРЭК" (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Колос" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 18.05.2011 N 02-116х/11 для строительства объекта: Газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения поселка Верхние Росташи муниципального района Большечерниговский Самарской области.
По условиям пункта 1.1 названного договора арендатор принимает в аренду на срок 11 месяцев земельный участок общей площадью 24 957 кв. м, относящийся по категории к землям сельскохозяйственного назначения, расположенный в районе п. Верхние Росташи и п. Восточный Большечерниговского района Самарской области в кадастровых кварталах 63:15:1001002, 63:15:1001005, 63:15:1001008.
Администрация Большечерниговского района Самарской области выдало разрешение на строительство от 14.07.2011 N RU 63005303-18 со сроком действия до 19.03.2012.
12.01.2012 администрация Большечерниговского района Самарской области выдало разрешение N RU 63005303-1 на ввод объекта капитального строительства "Газопровод высокого, среднего и низкого давления, для газоснабжения поселка Верхние Росташи муниципального района Большечерниговский Самарской области" в эксплуатацию.
Произведен государственный кадастровый учет объекта с присвоением ему кадастрового номера 63:15:0000000:1824, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 21.08.2012, при этом сведения о земельном участке, в связи с отсутствием его формирования, в паспорте сооружения отсутствуют.
Впоследствии администрацией Большечерниговского района Самарской области было принято постановление от 26.08.2013 N 642 "О предоставлении земельных участков в аренду АО "СамРЭК" для размещения Газопровода высокого, среднего и низкого давления, для газоснабжения поселка Верхние Росташи муниципального района Большечерниговский Самарской области.
На основании пункта 1 указанного постановления АО "СамРЭК" предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки общей площадью 162 кв.м, в том числе:
- из категории земель населенных пунктов площадью 110 кв.м с кадастровым номером 63:15:0000000:1861;
- из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения площадью 52 кв. м с кадастровым номером 63:15:0000000:1862.
На основании указанного постановления администрация Большечерниговского района Самарской области и АО "СамРЭК" заключили договор аренды от 21.10.2013 N 02-06/125-13.
АО "СамРЭК" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 16.01.2014 о регистрации права собственности на объект недвижимости: "Газопровод высокого, среднего и низкого давления, для газоснабжения поселка Верхние Росташи муниципального района Большечерниговский Самарской области протяженностью 21 051 м", расположенный по адресу: Самарская область, Большечерниговский район, п. Восточный.
В качестве правоустанавливающих документов заявителем были представлены: разрешение на строительство от 14.07.2011 N RU 63005303-18, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 12.01.2013 N RU 63005303-1, постановление о предоставлении земельного участка в аренду от 24.11.2010 N 657, договор аренды земельного участка от 12.05.2011 N 02-140х/11, договор аренды земельного участка от 21.10.2013 N 02-06/125-13, постановление о предоставлении земельного участка в аренду от 26.08.2013 N 642, договор аренды земельного участка от 18.05.2011 N 02-116х/11 и другие документы.
Уведомлением от 21.01.2014 N 14/600/2014-65 Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию, впоследствии сообщением от 24.02.2014 N 14/600/2014-65 Управление Росреестра по Самарской области отказало обществу в государственной регистрации права собственности на объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) по причине не представления документов, подтверждающих право пользование земельными участками площадью 143 280 кв. м и 20 980 кв. м., находящимися в общей долевой собственности, а также на отсутствие в договоре аренды от 18.05.2011 N 02-116х/11 вида права, на котором ООО "Колос" использует земельный участок.
АО "СамРЭК", полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
Право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации, если иное не установлено законом (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
При этом данные документы должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям, отражать необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав информацию и содержать описание недвижимого имущества (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9, абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 13 и абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации регистрирующий орган обязан осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов на государственную регистрацию права или сделки и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица; осуществлять проверку законности сделки и устанавливать отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества.
Управление Росреестра по Самарской области должно обеспечивать проведение юридической экспертизы документов, предоставленных для государственной регистрации прав.
При оценке действий Управления Росреестра по Самарской области осуществляется проверка их законности, при этом, в том числе при наличии доводов сторон, суд вправе исходить и из иных обстоятельств, которые не были установлены при проведении юридической экспертизы, определяющих законность действий регистрирующего органа.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
На момент спорных правоотношений порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определялся нормами статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должны предшествовать выбор земельного участка для строительства, в связи с чем в силу статьи 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о выборе, в котором должно быть указано предполагаемое место его размещения, размер участка и испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган по такому заявлению обеспечивает выбор участка на основании документов государственного кадастра недвижимости (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В нарушение предусмотренного порядка решение о предоставлении участка для строительства было принято без кадастрового учета земельного участка.
Правила статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ для принятия решения об образовании земельных участков необходим кадастровый паспорт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в абзаце 6 пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", которая применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Из анализа представленных для регистрации права документов следует, что под строительство сооружения как объекта капитального строительства земельные участки в установленном порядке не формировались, на кадастровый учет поставлены не были, при этом договор аренды содержит лишь ссылки на кадастровые квартала, что не может признаваться в качестве индивидуализации земельного участка.
Поскольку земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, условия в пункте 1.1 договора аренды от 12.05.2011 N 02-140х/11, указывающие на индентифицированые арендатором в натуре поворотные точки территориальных границ участка, правового значения не имеют, поскольку не могут подменять установленную законом процедуру формирования участков для целей нахождения их в гражданском обороте.
Следует отметить, что исходя из предмета договора аренды земельного участка во временное пользование и владение обществу предоставляется земельные участки, имеющие различное целевое назначение, так участок общей площадью 63 520 кв.м состоит из земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, которые расположены в различных кадастровых кварталах.
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11).
Суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что с учетом пункта 1 статьи 25 и пункта 2 статьи 26 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, а при сдаче земельного участка в аренду на государственную регистрацию прилагается кадастровый паспорт.
В нарушении статьи 130 ГК РФ, подпункта 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, а также принципов формирования реестра объектов недвижимости, определенных в пункте 59 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, для идентификации условных частей линейного сооружения в кадастровом паспорте сооружения (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.08.2012 отсутствуют данные о земельных участках, в пределах которого расположен объект, что свидетельствует о нарушении пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также о невозможности определения единства земельных участков и возведенного объекта.
Следует отметить, что для этих целей при регистрации права на строение с учетом действующих Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765, в соответствующие разделы реестра, содержащие записи о каждом объекте недвижимости, в обязательном порядке вносится запись о кадастровом номере земельного участка, на котором возведена постройка.
При отсутствии доказательств соблюдения обществом земельного законодательства, а также порядка формирования и учета земельных участков при строительстве объекта, в том числе в целях кадастрового учета самого сооружения, отказ в совершении регистрационных действий следует признать правомерным.
Эти обстоятельства подтверждены Управлением Росреестра по Самарской области, а обществом в установленном порядке опровергнуты не были.
Аналогичные подходы по спору между теми же сторонами отражены при рассмотрении других дел (А55-21020/2014, А55-13729/2014, А55-13726/2014).
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 30-32 ЗК РФ, статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статье 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", установив, что общество не представило для регистрации права документов, соответствующих требованиям действующего законодательства, отказал в удовлетворении требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А55-10541/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушении статьи 130 ГК РФ, подпункта 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, а также принципов формирования реестра объектов недвижимости, определенных в пункте 59 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, для идентификации условных частей линейного сооружения в кадастровом паспорте сооружения (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.08.2012 отсутствуют данные о земельных участках, в пределах которого расположен объект, что свидетельствует о нарушении пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также о невозможности определения единства земельных участков и возведенного объекта.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 30-32 ЗК РФ, статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статье 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", установив, что общество не представило для регистрации права документов, соответствующих требованиям действующего законодательства, отказал в удовлетворении требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2015 г. N Ф06-25583/15 по делу N А55-10541/2014