г. Казань |
|
03 сентября 2015 г. |
Дело N А55-2278/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2015 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи: Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А55-2278/2015
по заявлению Тольяттинской городской общественной организации "Жертвы политических репрессий", г. Тольятти, к Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Тольяттинская городская общественная организация "Жертвы политических репрессий" (далее - общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий (решения) Мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия) об отказе предоставить список реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, жителей г.о. Тольятти, и обязании Мэрии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общественной организации путем предоставления указанного списка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Мэрия обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 01.09.2014 общественная организация обратилась в Мэрию с заявлением о предоставлении списков реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, - жителей г.о.Тольятти.
Мэрия письмом от 16.09.2014 N 2260/3 отказала в предоставлении сведений, указав, что функции по ведению и хранению данного информационного ресурса возложены на МФЦ г.о. Тольятти.
МФЦ в свою очередь также отказал общественной организации в предоставлении списков, сославшись на то, что такая информация предоставляется только органам местного самоуправления.
На повторное обращение общественной организации Мэрия вновь ответила отказом, сославшись на часть 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ).
Не согласившись с данным отказом, общественная организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно частей 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным законом и другими федеральными законами. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией.
В соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом N 152-ФЗ, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
Согласно статьи 18 Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" списки лиц, реабилитированных на основании этого закона, с указанием основных биографических данных, обвинений, по которым они признаны реабилитированными, периодически публикуются органами печати.
Исходя из изложенного, информация о таких лицах фактически является открытой.
Таким образом, ссылка Мэрии на часть 4 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ, как на основание отказа в предоставлении общественной организации запрашиваемой информации, является несостоятельной. Данная общественная организация создана для оказания моральной, социальной поддержки жертв политических репрессий, защиты их интересов, ее запрос сделан в рамках осуществления уставной деятельности и, следовательно, является обязательным для исполнения. Иное будет означать неосновательное ущемление прав общественной организации на защиту интересов лиц, являющихся жертвами политических репрессий.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А55-2278/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом N 152-ФЗ, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
Согласно статьи 18 Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" списки лиц, реабилитированных на основании этого закона, с указанием основных биографических данных, обвинений, по которым они признаны реабилитированными, периодически публикуются органами печати.
Исходя из изложенного, информация о таких лицах фактически является открытой.
Таким образом, ссылка Мэрии на часть 4 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ, как на основание отказа в предоставлении общественной организации запрашиваемой информации, является несостоятельной. Данная общественная организация создана для оказания моральной, социальной поддержки жертв политических репрессий, защиты их интересов, ее запрос сделан в рамках осуществления уставной деятельности и, следовательно, является обязательным для исполнения. Иное будет означать неосновательное ущемление прав общественной организации на защиту интересов лиц, являющихся жертвами политических репрессий."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2015 г. N Ф06-27248/15 по делу N А55-2278/2015