г. Казань |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А55-18778/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2015 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу N А55-18778/2014
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара", г. Самара, открытое акционерное общество "Газпром", г. Москва, администрация Хворостянского района Самарской области, с. Хворостянка, Самарская область, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, суд первой инстанции привлек общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (далее - ООО "Газпром трансгаз Самара"), открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром"), администрацию Хворостянского района Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2015 по делу А55-18778/2014 (с учетом определения от 28.01.2015 об исправлении описки (опечатки)), заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области, оформленные сообщениями от 02.06.2014 "Об отказе в государственной регистрации", соответственно номер: 12/551/2014-9,12/551/2014-10,12/551/2014-11. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТУ Росимущества в Самарской области путем осуществления в установленном законом порядке государственной регистрации права собственности на земельные участки, соответственно:
- кадастровый номер 63:34:0000000:11, под размещение газопровода-отвода и ГРС-39, площадью 456 кв.м, адрес: Самарская область, Хворостянский район, с. Приволжье;
- кадастровый номер 63:34:0000000:10, под размещение газопровода-отвода в ГРС-86, площадью 1359 кв.м, адрес: Самарская область, Хворостянский район, с. Хворостянка;
- кадастровый номер 63:34:1000000:2 под размещение газопровода-отвода и ГРС-101, площадью 2374 кв.м, адрес: Самарская область, Хворостянский район, п. Прогресс.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.042015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Самарской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Росимуществом требований.
Считает, что у суда не имелось оснований для признания действий регистратора неправомерными, поскольку заявителем при предоставлении документов для государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки не был указан нормативный акт, являющийся основанием для выполнения регистрационного действия, как это предусмотрено пунктом 1 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 4. Отсутствие указания на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельные участки, явилось основанием для приостановления государственной регистрации, а впоследствии - для отказа для государственной регистрации права, поскольку конкретный нормативный акт, являющийся основанием для государственной регистрации права, не был указан заявителем.
ООО "Газпром трансгаз Самара" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Считает, что право федеральной собственности на земельные участки, занятые объектами Единой системы газоснабжения, прямо возникает из пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва третьего лица, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, на земельных участках с кадастровыми номерами 63:34:0000000:11, 63:34:0000000:10, 63:34:1000000:2, расположенные линейные сооружения газопровода, собственником которых является ОАО "Газпром". Согласно кадастровых паспортов, земельные участки относятся к категории земель специального назначения с разрешенным использованием под газопровод отвод с газораспределительной станцией.
С заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данные участки обратилось ТУ Росимущества в Самарской области, решениями регистратора от 02.06.2014 за номерами 12/551/2014-9, 12/551/2014-10 и 12/551/2014-11 в регистрации права было отказано в связи с отсутствием в заявлении о государственной регистрации указания на нормативно-правовой акт, являющийся основанием для государственной регистрации права.
Суд пришли к выводу о том, что на земельных участках расположены объекты единой системы газоснабжения, представляющей собой производственный комплекс, деятельность которой регулируется государством в силу Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ". Земли, занятые объектами единой системы газоснабжения, в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, в связи с чем отказ в государственной регистрации права федеральной собственности не основан на законе.
Управление Росреестра по Самарской области правомерно указывает на то, что в заявлениях о государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, вопреки требованиям статьи 30.1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и пункта 1 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, заявитель не указал нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Однако, как следует из материалов дела, документы, предоставленные в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, по форме и содержанию соответствуют требованиям пунктов 1, 2 статьи 16, пункта 1 статьи 18, пункта 1 статьи 30.1 Закона о государственной регистрации, за исключением указания в заявлении на нормативный акт, являющийся основанием возникновения права федеральной собственности на земельный участки. При этом должностное лицо регистратора, принимая заявления, вопреки требованиям пункта 9 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, не сделал отметки на подлинном экземпляре заявления и на копии расписок в получении документов о несоответствии представленных документов требованиям закона.
Само отсутствие указания в заявлении на ненормативный акт, являющийся основанием для возникновения права федеральной собственности на земельный участок, не является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку данный недостаток мог быть устранен при проведении регистратором правовой экспертизы проверки юридической силы правоустанавливающих документов.
Поскольку регистрирующим органом не представлено доказательств существования обстоятельств, безусловно препятствующих государственной регистрации права Российской Федерации на спорные земельные участки, ссылка на отсутствие в заявлении о государственной регистрации указания на нормативный акт, являющийся основанием для проведения заявленного действия, как основание для отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, не может быть признана состоятельной.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу N А55-18778/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление Росреестра по Самарской области правомерно указывает на то, что в заявлениях о государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, вопреки требованиям статьи 30.1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и пункта 1 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, заявитель не указал нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Однако, как следует из материалов дела, документы, предоставленные в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, по форме и содержанию соответствуют требованиям пунктов 1, 2 статьи 16, пункта 1 статьи 18, пункта 1 статьи 30.1 Закона о государственной регистрации, за исключением указания в заявлении на нормативный акт, являющийся основанием возникновения права федеральной собственности на земельный участки. При этом должностное лицо регистратора, принимая заявления, вопреки требованиям пункта 9 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, не сделал отметки на подлинном экземпляре заявления и на копии расписок в получении документов о несоответствии представленных документов требованиям закона."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 сентября 2015 г. N Ф06-26775/15 по делу N А55-18778/2014