г. Казань |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А72-14153/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
истца - Михайловой А.С., по доверенности от 12.01.2015 N 5,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2015 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи: Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А72-14153/2014
по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ульяновской области, с участием в деле заинтересованных лиц - закрытое акционерное общество ВТБ Медицинское страхование в лице филиала в Ульяновской области, третьих лиц: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Больница ФМБА) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ульяновской области о признании недействительным решения, выраженного в письме от 14.07.2014 N 3096/0114.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Больница ФМБА обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, между ЗАО МСК "Солидарность для жизни" и Больницей ФМБА заключен договор от 20.12.2013 N 67 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Предметом данного договора являются обязательства Больницы ФМБА по оказанию медицинской помощи застрахованным гражданам в соответствии с условиями, установленными Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 N 635-П, и объёмами гарантированной медицинской помощи, определёнными для учреждения в установленном порядке распоряжением Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 26.12.2013 N 2619 "Об утверждении объемов оказания медицинской помощи по государственным заказам на 2014 год", а также обязательства страховщика по оплате медицинской помощи, оказанной больницей, контроль объёма и качества медицинской помощи, порядка расходования средств ОМС учреждением, механизм реализации результатов контроля.
Письмом от 24.04.2014 Больница ФМБА была уведомлена о смене наименования организации ЗАО МСК "Солидарность для жизни" по договору от 20.12.2013 N 67 на ЗАО ВТБ Медицинское страхование.
Согласно пункту 5.6 договора Больница ФМБА представляет страховой медицинской организации в течении 3-х рабочих дней месяца, следующего за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.
В подтверждение факта оказания медицинских услуг по вышеуказанному договору Больницей ФМБА представлены медицинской страховой организации: реестры оказания медицинской помощи (услуг) за период с 01.04.2014 по 30.04.2014; счета на оплату услуг за указанный период от 06.05.2014 N 00000480 на сумму 7 619 319 рублей 69 копеек, от 06.05.2014 N 00000481 на сумму 106 531 рублей 06 копеек, от 06.05.2014 N 0000482 на сумму 30 960 рублей 63 копеек, от 06.05.2014 N 00000483 на сумму 3548 рублей 44 копеек, от 06.05.2014 N 00000484 на сумму 184 065 рублей 27 копеек, от 06.05.2014 N 00000485 на сумму 1828 рублей 92 копеек, что подтверждается двухсторонним актом от 06.05.2014 N 4 приёма-передачи реестров и счетов медицинской помощи, оказанной жителям Ульяновской области, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию по состоянию на 30.04.2014.
В соответствии со статьями 40, 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) страховая медицинская организация осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинской организацией в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, по результатам которого отказывает медицинской организации в оплате медицинской помощи, оказанной с нарушениями положений действующего законодательства РФ.
На основании указанного контроля в отношении Больницы ФМБА оформлены: акт медико-экономического контроля от 21.05.2014 N б/н за апрель 2014 по номеру реестра счетов: 205; акт медико-экономического контроля от 21.05.2014 N б/н за апрель 2014 по номеру реестра счетов: 210; акт медико-экономического контроля от 21.05.2014 N б/н за апрель 2014 по номеру реестра счетов: 212.; акт медико-экономического контроля от 21.05.2014 N б/н за апрель 2014 по номеру реестра счетов: 216; акт медико-экономического контроля от 21.05.2014 N б/н за апрель 2014 по номеру реестра счетов: 207; акт медико-экономического контроля от 21.05.2014 N б/н за апрель 2014 по номеру реестра счетов: 214.
Согласно данным актам, из реестров исключены страховые случаи на сумму 1 036 935 рублей 40 копеек по основанию "превышения нормативов объемов" оказания медицинской помощи.
Не согласившись с вышеуказанными актами Больница ФМБА, в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 326-ФЗ, обратилась с претензией от 10.06.2014 N 172/2671 к ТФОМС Ульяновской области об обжаловании актов медицинской страховой компании в связи с необоснованным отказом в оплате за оказанные медицинские услуги по основанию "исключено (возвращено) вследствие превышения нормативов объемов" в размере 1 036 935 рублей 40 копеек, и просила провести повторную медико-экономическую экспертизу в отношении объема медицинских услуг, предъявленного к оплате больницей реестром оказания медицинской помощи за период с 01.04.2014 по 30.04.2014.
ТФОМС Ульяновской области провел повторный медико-экономический контроль реестров оказанной медицинской помощи Больницой ФМБА и вынес решение от 14.07.2014 N 3096/0114 о выявлении превышения норматива объемов, утвержденных Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2014 год за апрель 2014 года в размере 1 036 935 рублей 40 копеек, тем самым признав правомерность уменьшения суммы оплаты за апрель 2014 года.
Медицинская помощь осуществлялась Больницей ФМБА застрахованным гражданам в объемах, утвержденных распоряжением Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 26.12.2013 N 2619 "Об утверждении объемов оказания медицинской помощи по государственным заказам на 2014 год" и в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденная постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 N 635-П.
Следовательно, все медицинские услуги, оказанные Больницей ФМБА в течение апреля 2014 года, и признанные страховыми случаями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, подлежат оплате медицинской страховой организацией в полном объёме.
Согласно пункту 9 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" при медико-экономическом контроле проводится контроль всех случаев оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в целях установления отсутствия превышения медицинской организацией объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 5 статьи 15 Федерального закона N 326 медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 5.6. вышеуказанного договора Больница ФМБА представляет страховой медицинской организации реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.
Согласно постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения.
Медико-санитарная часть N 172 Федерального медико-биологического агентства, центр гигиены и эпидемиологии N 172 Федерального медико-биологического агентства находятся в ведении ФМБА России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.01.2009 N 98-р "Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении ФМБА России".
Город Димитровград Ульяновской области входит в перечень организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р "Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" оказание медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, медицинской помощи (в том числе медицинскими организациями ФМБА России) в объеме, превышающем объемы медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, оплачивается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (Раздел 4 Программы).
Решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ульяновской области, оформленное протоколом заседания Комиссии от 31.03.2015 N 36, пункт 13, признано обоснованным решение ТФОМС о результатах повторного медико-экономического контроля за апрель 2014 по ФГБУЗ КБ N172 ФМБА России со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 18.10.2013 N 932.
Таким образом, сумма в 1 036 935 рублей 40 копеек должна быть возмещена заявителю за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2016 по делу N А72-14153/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" оказание медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, медицинской помощи (в том числе медицинскими организациями ФМБА России) в объеме, превышающем объемы медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, оплачивается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (Раздел 4 Программы).
Решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ульяновской области, оформленное протоколом заседания Комиссии от 31.03.2015 N 36, пункт 13, признано обоснованным решение ТФОМС о результатах повторного медико-экономического контроля за апрель 2014 по ФГБУЗ КБ N172 ФМБА России со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 18.10.2013 N 932."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2015 г. N Ф06-213/15 по делу N А72-14153/2014