г. Казань |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А55-23163/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Телятниковой М.Н. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самаралестоппром"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-23163/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Самаралестоппром", г. Самара, о признании недействительным решения Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, об отказе в предоставлении земельного участка, с участием третьих лиц - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, главы городского округа Самара - Председателя Думы городского округа Самара, Правительства Самарской области, администрации городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаралестоппром" (далее - ОАО "Самаралестоппром", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.07.2014 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
К участию в деле суд первой инстанции привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, главу городского округа Самара, Правительство Самарской области, администрацию городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 по делу N А55-23163/2014 заявление удовлетворено. Суд признал недействительным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.07.2014 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д. 1, площадью 2352 кв. м, занимаемого административным зданием, нежилым зданием и территорией, необходимой для их обслуживания.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 удовлетворены апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований ОАО "Самаралестоппром" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Самаралестоппром" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции с оставлением силе решения суда первой инстанции. Считает вывод суда апелляционной инстанции о том, что часть испрошенного обществом земельного участка расположена на территории общего пользования - улицы Гаванской, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку он опровергается имеющимся в деле топографическим планом границ земельного участка, изготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Гейзер", представленным суду. При этом вывод суда апелляционной инстанции о том, что границы улицы Гаванской определены действующим документом территориального планирования - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Главы городского округа от 20.03.2008, не основан на данном документе, поскольку в нем не определены координаты границ улицы, что не оспаривается и Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара. При этом суду была представлена только выкопировка из информационной системы, которая, по мнению общества, не может заменять выписку из Генерального плана, при этом выкопировки, представленные Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара отличается от выкопировки, представленной городской администрацией. При этом суд не принял во внимание, что красные линии обозначают не только существующие территории общего пользования, но и планируемые, которые подлежат резервированию, при этом доказательств резервирования земельного участка нет. По мнению общества, запрет на приватизацию земельных участков установлен только в отношении участков существующих территорий общего пользования, но не в отношении планируемых территорий. Испрошенный же земельный участок является частью земельного участка, предоставленного правопредшественнику общества в 1994 году на праве постоянного (бессрочного) пользования, который в 1995 году был разделен на два земельных участка, один из которых (испрашиваемый) площадью 2351,9 кв. м, занятый административным зданием и мастерскими, находится в аренде общества на основании договора аренды от 16.08.1995, а второй был передан в муниципальную собственность. Объекты недвижимости находятся на испрошенном земельном участке с 1952 года, в том же году участок был огражден поныне существующим забором, что исключает его использование неограниченным кругом лиц. При этом при заключении договора аренды какие-либо красные линии по территории участка не проходили, отсутствуют проходящие по территории участка красные линии и на плане границ земельного участка от 2004 года. С учетом данных обстоятельств вывод суда апелляционной инстанции о том, что часть земельного участка относится к территории общего пользования, общество считает не основанным на представленных суду доказательствах.
В судебном заседании представитель общества поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), участия в судебном заседании не приняли.
Проверив законность обжалованного постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения явившегося в судебное заседание представителя заявителя, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованного постановления с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции установил, что ОАО "Самаралестоппром" является титульным собственником двухэтажного административного здания постройки 1962 года и нежилого одноэтажного здания 1952 года постройки. Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 1,045 га, предоставленным правопредшественнику общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждено свидетельством от 25.07.1994 N 201124, выданным Комитетом по земельной реформе г. Самары. Постановлением главы города Самары от 07.07.1995 N 882 по заявлению правопредшественника общества часть земельного участка площадью 2351,9 кв. м, фактически занятая административным зданием и мастерскими, передана обществу в аренду с правом выкупа, оставшаяся часть участка передана в муниципальную собственность. В деле имеется заключенный по поручению администрации города Самары председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству с АООТ "Самаралестоппром" договор аренды земельного участка от 16.08.1995 N 16134 сроком по август 2000 года. Договор озаглавлен как договор аренды с правом выкупа, но в его содержании (л. д.10 т. 1) условие о выкупе отсутствует.
Как установил суд первой инстанции, общество по настоящее время уплачивает арендные платежи за пользование земельным участком, участок с 1952 года огорожен забором и доступ неограниченного круга лиц на земельный участок отсутствует.
Земельный участок находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2) по карте территориального зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
17.06.2014 общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области, которое на тот момент являлось органом, уполномоченным распоряжаться находящимися в городе Самаре землями, государственная собственность на которые не разграничена, с заявлением о предоставлении ему в собственность занимаемого принадлежащими ему объектами недвижимости и необходимого для их использования земельного участка площадью 2352 кв. м, расположенного в г. Самаре по ул. Мельничная, д. 1.
Письмом от 17.07.2014 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении испрошенного земельного участка в связи с нахождением части участка на территории общего пользования. Основанием для отказа послужило письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о том, что, исходя из указанных координат поворотных точек, часть земельного участка расположена на территории общего пользования.
При этом, как следует из письма Министерства имущественных отношений Самарской области, заявителю было разъяснено его право повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, уточнив его площадь за счет исключения части, которая находится в границах красных линий территории общего пользования.
Суд первой инстанции установил факт наличия красных линий на представленной "выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539". Суд констатировал отсутствие в этом документе координат поворотных точек, и предложил ответчику и третьим лицам представить выкопировку из Генерального плана городского округа Самара по испрошенному земельному участку, но данный документ не был представлен суду.
С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Министерством имущественных отношений Самарской области факта расположения испрошенного обществом и огороженного существующим с 1952 года забором земельного участка на существующей территории общего пользования, занимаемой улицей Гаванской, указав в том числе, что такая ситуация объективно не может существовать.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что сведения о красных линиях, обозначающих границ территорий общего пользования, в силу статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) содержатся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Соответственно, и представленная Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (л. д. 142 и 147) подтверждает факт прохождения по испрошенному земельному участку красных линий, являющихся границей улицы Гаванской, как территории общего пользования, что исключает как приватизацию части испрошенного земельного участка и капитальное строительство в этой части.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что так называемые "красные линии" отображаемые в документации планировки территорий, то есть в проектах планировки территорий и проектах межевания территорий, обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты), основан на статьях 1, 42 и 43 ГрК РФ. Суд также правомерно указывает на то, что в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности отображаются красные линии, постольку, поскольку в силу пункта 4 статьи 56 ГрК РФ включают в себя сведения о документации по планировке территории, то есть об утвержденных и опубликованных в установленном статьей 45 ГрК РФ порядке проектах планировки и проектах межевания территорий.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей до 01.03.2015 редакции местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Заявитель не оспаривает факт отображения в градостроительной документации красной линии, отображающей границу улицы Гаванской, как территории общего пользования. Заявитель оспаривает факт нахождения части испрошенного им земельного участка в границах улицы Гаванской, как территории общего пользования, и законность нанесения красной линии через территорию используемого им земельного участка.
Законность отображения в документах планировки территории красной линии не является предметом настоящего спора, и может быть оспорена отдельно в порядке главы 24 АПК РФ об оспаривании ненормативного акта муниципального органа (абзац 2 пункта 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58). Поэтому в рамках данного спора может быть проверен только факт утверждения уполномоченным органом проекта планировки территории и публикации такого проекта в порядке, установленном статьей 45 ГрК РФ.
Однако заявитель оспаривает и факт нахождения части испрошенного им земельного участка на территории общего пользования, то есть за пределами отображенной в градостроительной документации красной линии.
Для установления факта пересечения в натуре красной линией, определяющей в соответствии с утвержденным проектом планировки территории действующую границу улицы Гаванской, территории испрошенного и фактически занимаемого обществом земельного участка необходимо установить фактическое пересечение красной линией границ испрошенного земельного участка.
В соответствии с действующей в части, не противоречащей ГрК РФ 2004 года, Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, в опорном плане в составе проекта планировки территории отображается существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки. На плане красных линий (основном чертеже), входящем в состав графических материалов проекта планировки, должны быть показаны элементы сохраняемой застройки всех видов, отображенные в опорном плане, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
В соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, установления публичных сервитутов (при разработке проекта межевания территорий в составе проекта планировки); а также учитывается при разработке инвестиционно-градостроительных паспортов территорий и объектов; проектов межевания территорий; проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений; выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков.
В составе проекта планировки территории составляется также разбивочный чертеж красных линий, являющийся основой плана красных линий (основного чертежа), выполняемый в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утверждена постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30.
В соответствии с пунктами 5.2 и 5.7 Инструкции N 18-30 на разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов. Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции). В соответствии с пунктами 5.3.3 и 5.3.4 Инструкции действующие красные линии на разбивочном чертеже показываются красным цветом. Действующие линии, подлежащие отмене данным чертежом, зачеркиваются крестами черного цвета. Устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м) и др.; - дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки. Согласно п.5.11 Инструкции установление красных линий в натуре (на местности) осуществляется организациями, имеющими лицензии на проведение этих работ, и оформляется актом выноса красных линий в натуру (на местность).
В представленных суду выкопировках сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности координаты концевых и поворотных точек отображенных красных линий не указаны. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в своем письме от 19.06.2014 (л. д. 21-22), указав координаты испрошенного земельного участка, и сделав вывод о частичном расположении участка на землях общего пользования, также не указал координаты концевых и поворотных точек установленных красных линий, в результате сопоставления которых он пришел к данному выводу.
Соответственно, для проверки и оценки доводов общества необходимо установить факт определения в разбивочном чертеже красных линий координат концевых и поворотных точек утвержденных красных линий и установления красных линий в натуре геодезическими знаками для сопоставления с координатами поворотных точек испрошенного обществом земельного участка.
Обязанность доказывания факта нахождения части земельного участка за границей установленной красной линии лежит на Министерстве имущественных отношений Самарской области в силу статьи 65 АПК РФ.
Кроме этого, необходимо установить, дав оценку установленному судом первой инстанции факту наличия существующего с 1952 года ограждения земельного участка, не допускающего его использования неограниченным кругом лиц, и с учетом разбивочного чертежа красных линий, являются ли отображенные на плане красные линии фактически существующими границами улицы Гаванской как места общего пользования либо это проектируемые (устанавливаемые) для развития уличной сети красные линии. Во втором случае отказ в предоставлении земельного участка должен быть подкреплен в соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации решением о резервировании земель для муниципальных нужд, принятым в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, и/либо об изъятии земель, находящихся во владении либо пользовании юридических и физических лиц. При отсутствии таких решений правомерность отказа в предоставлении земельных участков только на основании утвержденного проекта планировки территории (при его наличии) также должна быть предметом оценки суда.
С учетом вышеизложенных обстоятельств постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в силу статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А55-23163/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязанность доказывания факта нахождения части земельного участка за границей установленной красной линии лежит на Министерстве имущественных отношений Самарской области в силу статьи 65 АПК РФ.
Кроме этого, необходимо установить, дав оценку установленному судом первой инстанции факту наличия существующего с 1952 года ограждения земельного участка, не допускающего его использования неограниченным кругом лиц, и с учетом разбивочного чертежа красных линий, являются ли отображенные на плане красные линии фактически существующими границами улицы Гаванской как места общего пользования либо это проектируемые (устанавливаемые) для развития уличной сети красные линии. Во втором случае отказ в предоставлении земельного участка должен быть подкреплен в соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации решением о резервировании земель для муниципальных нужд, принятым в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, и/либо об изъятии земель, находящихся во владении либо пользовании юридических и физических лиц. При отсутствии таких решений правомерность отказа в предоставлении земельных участков только на основании утвержденного проекта планировки территории (при его наличии) также должна быть предметом оценки суда."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2015 г. N Ф06-421/15 по делу N А55-23163/2014
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7150/16
09.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14079/15
15.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-421/15
02.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5736/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23163/14