г. Казань |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А55-23429/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
истца - Новиковой Е.А. (доверенность от 18.03.2015 N НСМ/150318/2), Лугового-Долматова В.Ю. (доверенность от 01.09.2015 N НСМ/150901/1), Абрамова Е.А. (доверенность от 09.12.2014 N НСМ/141209/1),
ответчика (администрация муниципального района Сергиевский Самарской области) - Панина А.Е. (доверенность от 31.12.2044 N 58),
ответчика (Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области) - Гришиной Н.В. (доверенность от 12.01.2015 N 2-16/08-07),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НАПКО-Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2015 (судья Гольдштейн Д.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу N А55-23429/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "НАПКО-Самара", Самарская область, с. Сергиевск, к Самарской области в лице администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, Самарская область, с. Сергиевск, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара, о взыскании 27 564 890 руб. 88 коп., с участием третьего лица - Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НАПКО-Самара" (далее - ООО "НАПКО-Самара", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице администрации муниципального района Сергиевский Самарской области (далее - ответчик) о взыскании 26 247 978 руб. убытков в связи с непредставлением обществу субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям, осуществляющих свою деятельность на территории Самарской области в целях возмещения части процентной ставки по краткосрочному кредиту (займу) и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 316 912 руб. 88 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 по ходатайству истца Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "НАПКО-Самара" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, ООО "НАПКО-Самара" в соответствии с положениями Порядка предоставления в 2013-2015 годах субсидий сельскохозяйственным производителям, организациям потребительской кооперации и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам), утвержденного постановлением администрации муниципального района Сергиевский Самарской области от 08.04.2013 N 334, (далее - Порядок предоставления в 2013-2015 годах субсидий) обратилось в уполномоченный орган - Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Сергиевский Самарской области с заявлением от 30.04.2013 N 100 о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на уплату процентов по договору от 18.05.2009 N 154 с ОАО "Сбербанк России" об открытии невозобновляемой кредитной линии на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, семян, минеральных удобрений, средств защиты растений для проведения сезонных сельскохозяйственных работ.
В ответ на заявление ООО "НАПКО-Самара" от 30.04.2013 N 100, Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Сергиевский Самарской области письмом от 14.06.2013 N 1 отказало в предоставлении данному истцу испрашиваемой субсидии, ссылаясь на то, что ООО "НАПКО-Самара" не осуществляет соответствующую деятельность на территории Самарской области, то есть заявитель не подтвердил статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2013 по делу N А55-17305/2013 признано "незаконным решение, выраженное в письме от 14 июня 2013 года N 1, подписанном руководителем Управления сельского хозяйства администрации муниципального района Сергиевский Самарской области Трифоновым И.В. об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "НАПКО-Самара" субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) за период с 01 июня 2009 года по 31 марта 2013 года включительно в размере 21 059 863 руб. 00 коп.". Кроме того, указанным судебным актом администрация муниципального района Сергиевский Самарской области обязана "устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "НАПКО-Самара"".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с рассматриваемым иском, представил расчет убытков в виде расчета размера неполученной субсидии.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По искам о взыскании убытков, являющихся результатом причинения вреда доказыванию подлежат обстоятельства, совокупность которых определяется статьей 1064 ГК РФ: факт причинения вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением вреда; вина причинителя вреда. При этом бремя доказывания первых трех обстоятельств возложено на истца, а бремя отсутствия вины, в силу части 2 статьи 1064 ГК РФ, - на ответчика.
Согласно части 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Законом Самарской области от 24.03.2009 N 41-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства" органам местного самоуправления муниципальных районов в Самарской области передано государственное полномочие "предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям потребительской кооперации и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводств".
В целях реализации указанного полномочия администрацией муниципального района Сергиевский Самарской области были приняты постановления от 07.05.2009 N 385 и от 10.09.2014 N 1250, устанавливающие расходные обязательства муниципального района Сергиевский Самарской области по предоставлению субсидий в рамках переданных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, что соответствует положениям статьи 86 БК РФ.
В соответствии с выпиской из решения собрания представителей муниципального района Сергиевский от 27.12.2012 N 38 "О бюджете муниципального района Сергиевский на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", а также выпиской из решения собрания представителей муниципального района Сергиевский от 20.12.2013 N 71 "О бюджете муниципального района Сергиевский на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" администрации муниципального района Сергиевский присвоен код главного распорядителя средств местного бюджета (601) по полномочию в рамках Закона Самарской области от 24.03.2009 N 41-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства".
Согласно пункту 10 Порядка предоставления в 2013-2015 годах субсидий субсидии предоставляются за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.
Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств (в данном случае местного бюджета) в отношении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям потребительской кооперации и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводств (далее - субсидий) является администрация муниципального района Сергиевский Самарской области.
Данная субсидия предоставляется получателям из местного бюджета.
Учитывая изложенное суды обеих инстанций пришли к правильному выводу, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в данном случае главным распорядителем в отношении спорной субсидии не является, субсидии в рамках Закона Самарской области Самарской области от 24.03.2009 N 41-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства" сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям потребительской кооперации и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области оно не предоставляет.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. В связи с тем, что полномочие передано органам местного самоуправления муниципальных районов в Самарской области, в том числе администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, убытки не могут быть взысканы за счет казны Самарской области.
Оценив изложенное судебная коллегия приходит к выводу, что суды обеих инстанций обоснованно отказали в иске к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
В соответствии с пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на указанные цели.
Аналогичный подход, сформулирован в пункте 1.2 Порядка расходования субвенций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных районов в Самарской области, возникающих при выполнении переданного им государственного полномочия Самарской области по предоставлению в 2013 - 2015 годах субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям потребительской кооперации и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2013 N 44 "О мерах, направленных на реализацию переданных органам местного самоуправления на территории Самарской области отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства".
В соответствии с Законом Самарской области от 13.12.2012 N 129-ГД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", соглашениями между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Российской Федерации и администрацией муниципального района Сергиевский Самарской области в областном бюджете (в том числе средства, сформированные за счет федерального бюджета) на 2013 год на предоставление данного вида субвенций муниципальному району Сергиевский Самарской области было выделено 104 000 руб., на 2014 год 259 000 руб.
Кассовое исполнение по результатам 2013 года произведено с остатком (остаток средств областного бюджета - 117 руб., средств федерального бюджета - 224 руб.), также произведено кассовое исполнение по результатам 2014 года (остаток средств областного бюджета - 13 555 руб., средств федерального бюджета - 8784 руб.), платежные документы о возврате указанных остатков средств суду представлены.
В соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления в 2013-2015 годах субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям потребительской кооперации и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам), утвержденного постановлением администрации муниципального района Сергиевский Самарской области от 08.04.2013 N 334, отсутствие, недостаточность или использование администрацией муниципального района Сергиевский в полном объеме субвенций, распределенных законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Суды правильно указали, что отказ администрации муниципального района Сергиевский Самарской области в выдаче субсидии, сформулированный в письме от 14.06.2013 N 1 и оспоренный истцом в рамках судебного дела N А55-17305/2013, обусловлен другим основанием.
Сам по себе факт неуказания иных оснований отказа в предоставлении субсидии не свидетельствует об их отсутствии, равно как и не свидетельствует о возможности признания за заявителем права на получение субсидии при установлении иных обстоятельств, препятствующих указанному действию.
Поскольку лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий недостаточно, признание за истцом права на получение субсидии в заявленном размере не может быть произведено, в связи с чем иск о взыскании убытков, вызванных непредоставлением такой субсидии, суд оставил без удовлетворения.
Целью предоставления указанных субсидий является поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, обусловленная заинтересованностью публично-правового образования в дальнейшей положительной экономической деятельности получателей субсидий.
Из судебных актов по делам N А55-17305/2013, N А55-16672/2013, следует, что производство сельскохозяйственной продукции на территории Самарской области ООО "НАПКО-Самара" осуществлялось в период с 2008 года по 2012 год, в первом квартале 2013 года ООО "НАПКО-Самара" производило реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства. Документов, безусловно подтверждающих производство и реализацию на территории Самарской области сельскохозяйственной продукции после окончания первого квартала 2013 года, в материалы дела не представлено.
Выводы судов по делам N А55-17305/2013, N А55-16672/2013 об отсутствии безусловных доказательств неосуществления ООО "НАПКО-Самара" до 2013 года деятельности сельскохозяйственного производителя в Самарской области с учетом положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть оспорены, однако доводы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о вывозе сельскохозяйственной техники и оборудования за пределы Самарской области, о незасеянности полей, увольнении сотрудников ООО "НАПКО-Самара" не опровергнуты.
При этом согласно представленной ООО "НАПКО-Самара" по требованию суда справке от 31.03.2015 N 29, по итогам 2014 года истец не подпадает под критерии сельскохозяйственного производителя, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Таким образом, к 2014 году факт прекращения деятельности сельскохозяйственного производителя в Самарской области подтверждается и самим истцом.
При таких обстоятельствах суды пришли к венному выводу, что предоставление субсидий получателю, который не осуществляет в настоящее время соответствующую целевую деятельность, не может отвечать целям и задачам предоставления субсидий - стимулирования деятельности сельскохозяйственного производителя в Самарской области.
Поскольку основное требование истца судом оставлено без удовлетворения, судами верно отказано во взыскании и предъявленных истцом процентов за пользование чужими денежными средствами.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку они не опровергают правильности сделанных судами выводов и сводятся к несогласию с ними. Кроме того, доводы кассационной жалобы фактически повторяют аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, и они являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Переоценка исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств не входит в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права судебные инстанции применили верно, представленные сторонами доказательства всесторонне исследовали и дали им надлежащую правовую оценку, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А55-23429/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на указанные цели.
...
Выводы судов по делам N А55-17305/2013, N А55-16672/2013 об отсутствии безусловных доказательств неосуществления ООО "НАПКО-Самара" до 2013 года деятельности сельскохозяйственного производителя в Самарской области с учетом положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть оспорены, однако доводы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о вывозе сельскохозяйственной техники и оборудования за пределы Самарской области, о незасеянности полей, увольнении сотрудников ООО "НАПКО-Самара" не опровергнуты.
При этом согласно представленной ООО "НАПКО-Самара" по требованию суда справке от 31.03.2015 N 29, по итогам 2014 года истец не подпадает под критерии сельскохозяйственного производителя, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2015 г. N Ф06-766/15 по делу N А55-23429/2014