г. Казань |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А65-17352/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
ответчика - Бурсаковой Д.С., доверенность от 01.09.2015 N 04/4085,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2015 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 (председательствующий Корнилов А.Б., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-17352/2014,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ипатова Сергея Владимировича, г. Казань, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, с участием третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ипатов Сергей Владимирович (далее - ИП Ипатов С.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, в формировании и предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 26.06.2014 (исх. N 04/158-ог).
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение о формировании и предоставлении земельного участка площадью 670 кв.м в под зданием (мастерской) из земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:0086 в собственность заявителю в размере двух с половиной процентов кадастровый стоимости земельного участка.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, в месячный срок с момента принятия решения о формировании и предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015, заявленные требования были удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (ТУ Росимущества в РТ) обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителю на основании договоров купли-продажи и передаточных актов от 18.11.2004, заключенных с ООО "ВолгаСтрой", принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения N 2, 3, 4, 5 (склад технического имущества производственной зоны 558 базы автотранспорта и механизации), общая площадь 45,00 кв.м, этаж 1, инв. N 4136, лит. Л 1, объект N 2, часть N 1, адрес объекта: РТ, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45; здание (Мастерская), 1-этажное, общая площадь 192 кв.м, инв. N 4136, лит. Л, адрес объекта: РТ, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45.
Право собственности заявителя на данные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (серия 16ТА N 488851 и серия 16 ТА N 488850).
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 16:50:060629:0086, площадью 8811 кв.м, местоположение: РТ, г. Казань, ул. Гвардейская, разрешенное использование: база автотранспорта и механизации. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКЭУ "Казанская квартирно-эксплуатационная часть района", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 06.03.2014 N 01/026/2014-253.
08.06.2012 заявитель обратился к ответчику с заявлением о формировании земельного участка под объектами недвижимости и предоставлении вновь образованного земельного участка за выкуп. К данному заявлению заявитель приложил все необходимые документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Письмом от 14.06.2012 (исх. N 04/3398) ответчик запросил у заявителя дополнительные документы, а именно, сведения об отводе земельного участка с приложением соответствующих документов.
25.06.2014 заявитель повторно обратился к ответчику с заявлением о формировании земельного участка под объектами недвижимости и предоставлении вновь образованного земельного участка за выкуп, предоставив копию решения Исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся N 426 от 16.07.1962.
Однако, письмом от 26.06.2014 (исх. N 04/158-ОГ) ответчик отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, порекомендовав обратиться в ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с соответствующим заявлением.
Заявитель, расценив отказ ответчика в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп как нарушающий его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено исключительное право юридических и физических лиц - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков, расположенных под ними и необходимых для их эксплуатации.
В силу пунктов 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, а также перечня документов, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений. Данный перечень утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (с изменениями). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, также в месячный срок с даты принятия решения готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" выбор права аренды или собственности принадлежит правообладателю.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Пунктом 1 статьи 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
При этом, порядок участия Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Пунктом 1 Положения о Росимуществе предусмотрено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росимуществе).
В силу статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования. Согласно пунктам 13 и 14 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в соответствии с положениями пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В рассматриваемом деле, как установлено судами, отчуждение заявителю объекта недвижимости из федеральной собственности (объекты ранее находились на праве оперативного управления у ФГУП "Волжско-Уральское строительное управление МО РФ") в связи с проведением конкурсного производства в отношении продавца повлекло прекращение прав прежнего собственника зданий и сооружения на спорный земельный участок, на котором они расположены. Поскольку право пользования спорным земельным участком прекратилось в результате продажи объектов недвижимости, участок фактически выбыл из владения предприятия Минобороны России и перешел в силу закона в пользование нового собственника объектов недвижимости (заявителя), оснований считать, что он относится к имуществу, находящемуся в ведении Вооруженных Сил России, в отношении которого это министерство могло бы осуществлять правомочия собственника имущества, не имеется.
Соответственно, Министерство обороны Российской Федерации утратило свои распорядительные правомочия в отношении спорного земельного участка, которые перешли к ответчику - ТУ Росимущества в РТ.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N 14773/12.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и положений нормативных актов, регулирующих особенности полномочий Росимущества и Минобороны России по управлению федеральным имуществом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что уполномоченным органом, на которого возложены обязанности по осуществлению полномочий собственника (Российской Федерации) в рассматриваемых отношениях является Территориальное управления Росимущества в Республике Татарстан, выступающее ответчиком по настоящему делу.
Отклоняя довод третьего лица (Министерства обороны Российской Федерации) о невозможности отчуждения земельного участка в пользу заявителя с учетом наличия в отношении данного участка зарегистрированного права постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, суды, руководствуясь положениями статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35, пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, обоснованно указали, что при наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется.
С учетом возражений заинтересованного лица судом первой инстанции было удовлетворено ходатайство заявителя о назначении экспертизы на предмет определения кадастрового номера земельного участка, на котором располагаются объекты недвижимости: нежилые помещения N 2, 3, 4, 5 (склад технического имущества производственной зоны 558 базы автотранспорта и механизации), общая площадь 45,00 кв.м, этаж 1, инв. N 4136, лит. Л 1, объект N 2, часть N 1, адрес (местоположение): Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45, кадастровый (или условный) номер 16:50:07:00875:002:0001 и здание (мастерская), 1-этажное, общая площадь 192 кв.м, инв. N 4136, лит. Л, адрес (местоположение): Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45, кадастровый (или условный) номер 16:50:07:90451:001, с обоснованием площади образуемого земельного участка, выполненное в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности.
Согласно экспертному заключению филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по Республике Татарстан" от 17.02.2015 N Ф-16/06-179, объект недвижимости здание (мастерская), 1-этажное находится на участке с кадастровым номером 16:50:060629:86. Фактически используемая площадь по забору и границам между зданиями земельного участка составляет 1349 кв.м.
Нежилое помещение N 2, 3, 4, 5 (склад технического имущества производственной зоны 558 базы автотранспорта и механизации), общая площадь 45,00 кв.м, этаж 1, инв. N 4136, лит. Л 1, объект N 2, часть N 1, адрес (местоположение): РТ, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45, кадастровый (или условный) номер 16:50:07:00875:0001.
Нежилое помещение: здание (мастерская), 1-этажное, общая площадь 192 кв.м, инв. N 4136, лит. Л, адрес (местоположение): РТ, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45, кадастровый (или условный) номер 16:50:07:90451:001.
Фактически используемая площадь земельного участка, на котором располагаются объекты недвижимости: нежилое помещение N 2, 3, 4, 5 (склад технического имущества производственной зоны 558 базы автотранспорта и механизации) и здание (мастерская) составляет 1349 кв.м.
Заявитель в судебном заседании уточнил исковые требования, в части касающейся площади земельного участка, которая составила 670 кв.м под зданием (мастерской).
С учетом установленных по делу обстоятельств, приняв во внимание дату обращения заявителя (08.06.2012) в отсутствие доказательств вынесения Теруправлением в установленные законом порядке и сроки решения по данной заявке, суды пришли к верному выводу о том, что оспоренное решение Управления не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, в связи с чем они сводятся лишь к переоценке исследованных по делу доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А65-17352/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и положений нормативных актов, регулирующих особенности полномочий Росимущества и Минобороны России по управлению федеральным имуществом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что уполномоченным органом, на которого возложены обязанности по осуществлению полномочий собственника (Российской Федерации) в рассматриваемых отношениях является Территориальное управления Росимущества в Республике Татарстан, выступающее ответчиком по настоящему делу.
Отклоняя довод третьего лица (Министерства обороны Российской Федерации) о невозможности отчуждения земельного участка в пользу заявителя с учетом наличия в отношении данного участка зарегистрированного права постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, суды, руководствуясь положениями статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35, пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, обоснованно указали, что при наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 сентября 2015 г. N Ф06-521/15 по делу N А65-17352/2014