г. Казань |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А57-12675/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2015 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Каплин С.Ю., Луговской Н.В.)
по делу N А57-12675/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новатор" о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 по делу N А57-10054/2009, заинтересованные лица: Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.Багаевка" Саратовского района Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новатор" (далее - ООО "Новатор", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении решения арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 по делу N А57-10054/2009; в неисполнении обязанности предусмотренной статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений до момента устранения нарушения; в неисполнении обязанности предусмотренной статьей 242.5 БК РФ по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений; о возложении на Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2014 признано незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального района выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 по делу N А57-10054/2009; неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 245.5 БК РФ, по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка" (далее - МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка"), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Суд обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе по делу N А57-10054/2009, выданному на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009.
В остальной части заявленных требований отказано.
Дополнительным решением от 15.03.2015 признано незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального района выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 245.5 БК РФ, по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Суд обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе по делу N А57-10054/2009, выданному на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009.
В кассационной жалобе Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области ставит вопрос об отмене дополнительного решения Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2015 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 в части в части признания незаконным бездействия финансового управления в неисполнении обязанности, предусмотренной статьи 242.5 БК РФ по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) и в части обязания финансового управления приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области требований исполнительного листа АС N 000451600 до момента исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, выданному на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 по делу А57-10054/2009, как принятых при неправильном применении норм статей 242.2 и 245.5 БК РФ, положений АПК РФ.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 23.09.2015 09 часов 20 минут.
Законность дополнительного решения Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2015 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 проверены в порядке статьи 287 АПК РФ кассационной инстанцией, которая приходит к выводу об их отмене в обжалуемой части, а дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Поскольку, как видно из доводов жалобы, Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области оспаривает принятые по делу судебные акты в части удовлетворения требований общества, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ проверяет законность дополнительного решения Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2015 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 в этой части исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 по делу N А57-10054/2009 с МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка" в пользу общества ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства" (далее - ООО "Управление капитального строительства") была взыскана задолженность по муниципальному контракту от 10.12.2007 N 94 в сумме 297 444 руб., неустойку за период с 1.01.2009 по 20.05.2009 в размере 11763 руб. 31 коп., всего 309207 руб. 31 коп., с последующим начислением неустойки с 21.05.2009 по день фактического исполнения обязательства, из расчета ставки рефинансирования 12% годовых от суммы долга без НДС, а при недостаточности денежных средств у учреждения взыскать денежные средства в субсидиарном порядке с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области.
Также, с МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка" в пользу ООО "Управление капитального строительства" были взысканы судебные расходы по иску в сумме 7480 руб. 15 коп., а при недостаточности денежных средств у учреждения взыскать денежные средства в субсидиарном порядке с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области.
09.10.2009 по делу А57-10054/2009 был выдан исполнительный лист серии АС N 000451600 на принудительное исполнение судебного решения от 07.09.2009.
Определением от 25.01.2010 было удовлетворено заявление ООО "Управление капитального строительства" о выдаче дубликата исполнительного листа серии АС N 000451600, выданного по делу N А57-10054/2009 по иску ООО "Управление капитального строительства" к МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка", администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, третье лицо: Управление образования администрации Саратовского муниципального района, о взыскании задолженности по контракту в сумме 297 444 руб., неустойки в размере 60203 руб. 88 коп., всего 357647 руб. 88 коп., а также неустойки по день исполнения обязательства, а при недостаточности денежных средств с собственника.
09.03.2010 был выдан дубликат вышеуказанного исполнительного листа за новым номером АС N 000722742.
Определением от 06.12.2011 была произведена замена взыскателя - ООО "Управление капитального строительства" его правопреемником - ООО "Новатор" по судебному акту от 07.09.2009 и исполнительному листу АС N 000722742 по делу N А57-10054/2009.
Письмом от 29.10.2012 N 211 Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области сообщило взыскателю о том, что погашение задолженности затрудняется недостаточным бюджетным финансированием. Оплата по исполнительному листу АС N000722742 возможна лишь при получении сверхплановых доходов.
Письмом от 17.06.2013 исполнительный лист был возвращен без оплаты в связи с низким объемом поступлений доходов в казну Саратовского муниципального района, за счет которых возможно погашение сложившейся, перед ООО "Новатор", задолженности.
18.06.2013 исполнительный лист по указанному судебному решению был направлен на исполнение в Саратовское отделение службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее - Саратовский РОСП).
24.10.2013 вышеуказанный исполнительный лист возвращен Саратовским РОСП с актом о невозможности взыскания, в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
27.11.2013 заверенная копия решения Арбитражного суда Саратовской области, исполнительный лист в соответствии со статьей 242.5 БК РФ были направлены на исполнение в Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
К данному заявлению было приложено письмо Арбитражного суда Саратовской области от 11.11.2013, в котором было дополнительно указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ, в связи с чем обществу разъяснено о его праве предъявить исполнительный лист, выданный на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 по делу N А57-10054/2009, к субсидиарному должнику в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
В связи с тем, что Финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области решение суда от 07.09.2009 о взыскании денежных средств в пользу ООО "Новатор" не было исполнено, заявитель обратился в суд с заявлением, в котором, в том числе, просил суд признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального образования, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 245.5 БК РФ по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, обязать Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе по делу N А57-10054/2009, выданному на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009.
Решением суда по настоящему делу от 15.10.2014 суд признал незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального района выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 245.5 БК РФ по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе по делу N А57-10054/2009, выданному на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009.
Таким образом, суд решением от 15.10.2014 признал незаконным бездействие управления в отношении основного должника - школы и не рассмотрел заявленные требования в отношении субсидиарного должника администрации.
22 января 2015 года в Арбитражный суд Саратовской области обратился заявитель с ходатайством о вынесении дополнительного решения для рассмотрения требования заявителя, по которому судом 15.10.2014 не было принято решение, а именно по требованию к субсидиарному должнику - администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
В силу пункта 1 части 1 статьи 178 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение, если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение.
По смыслу статьи 178 АПК РФ дополнительное решение является самостоятельным судебным актом, направленным на исправление недостатков судебного решения.
Поскольку суд при принятии решения от 15.10.2014 не рассмотрел требования заявителя о признании незаконным бездействия Финансового управления в отношении субсидиарного должника - администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, указанного как в решении суда от 07.09.2009 по делу N А57-10054/2009, так и в выданном на его основании исполнительном листе, у суда первой инстанции имелись законные основания для принятия дополнительного решения в части рассмотрения требований заявителя, касающихся субсидиарного должника.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что указанные выше требования были рассмотрены судом первой инстанции и в их удовлетворении было отказано решением суда от 15.10.2014, обоснованно не принят во внимание судом апелляционной инстанции, так как заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении обязанности предусмотренной статьей 242.5 БК РФ по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, поскольку, обязанность, предусмотренная статьей 242.5 БК РФ по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возложена на должника - МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевк".
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно принял дополнительное решение по требованиям, не рассмотренным и не отраженным в решении от 15.10.2014.
Таким образом, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судебных инстанций, что процессуальных нарушений при принятии судом первой инстанции дополнительного решения от 13.03.2015 не установлено.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 БК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 по делу N А57-10054/2009 с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области в субсидиарном порядке в пользу ООО "Управление капитального строительства", замененного в дальнейшем в порядке процессуального правопреемства на ООО "Новатор", была взыскана задолженность по муниципальному контракту от 10.12.2007 N 94 в сумме 297 444 руб., неустойка за период с 01.01.2009 года по 20.05.2009 года в размере 11 763 руб. 31 коп., всего 309 207 руб. 31 коп., с последующим начислением неустойки с 21.05.2009 по день фактического исполнения обязательства, из расчета ставки рефинансирования 12% годовых от суммы долга без НДС, и судебные расходы.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводу, что поскольку администрация Саратовского муниципального района Саратовской области является субсидиарным должником, то Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа требований исполнительного листа, должно было в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Кроме того, Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета Саратовского муниципального района Саратовской области, в связи с чем несет обязанность по совершению предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ действий по исполнению требований исполнительного документа.
Таким образом, при неисполнении судебного акта в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ случаях обязан был принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, и независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в Кодексе.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Между тем, судебными инстанциями при вынесении дополнительного решения в обжалуемой части не учтено следующее.
В соответствии с Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
При разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ, с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Кроме того, порядок исполнения судебных актов, предписывающих осуществлять взыскание за счет средств казны муниципального района, и в частности исполнительного листа АС N 000722742 от 07.09.2009, регулируется статьей 242.2 БК РФ, соответственно, применить такую меру воздействия как приостановление операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, не основано на нормах бюджетного законодательства.
В данном случае имело быть место приостановление операций по расходованию денежных средств только по одному лицевому счету должника, включая лицевые счета его структурных подразделений.
Тем более, что статья 242.2 БК РФ не предусматривает такую меру воздействия на должника - муниципального образования в силу этого, у финансового управления отсутствуют правовые основания для применения данной меры воздействия к Саратовскому муниципальному району в лице администрации Саратовского муниципального района.
Приостановление операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника возможно лишь при условии, если должником выступает казенное учреждение - согласно статье 242.5 БК РФ.
В данном случае должником выступает бюджетное учреждение МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка", только при недостаточности денежных средств у должника задолженность может быть взыскана с собственника имущества бюджетного учреждения - Саратовского муниципального района.
Кроме того, дополнительным решением предусматривается приостановление операции по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника, как в отношении бюджетного учреждения, так и в отношении администрации Саратовского муниципального района.
Указание судебных инстанций на орган местного самоуправления как на должника противоречит правовой позиции, изложенной в Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Судебными инстанциями не учтены и обстоятельства того, что в силу статьи 242.5 БК РФ при приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах, приостановлению подлежат не только лицевые счета должника, но также лицевые счета всех обособленных структурных подразделений должника открытых в финансовом органе.
Согласно структуре администрации Саратовского муниципального района, принятой решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района, финансовое управление входит в структуру администрации и является его структурным подразделением.
Таким образом, при исполнении дополнительного решения Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2015 приостановлению подлежат операции по лицевым счетам не только администрации Саратовского муниципального района, но и счета Финансового управления администрации Саратовского муниципального района, поскольку финансовое управление является финансовым органом, в котором открываются и ведутся лицевые счета муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно части 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Следовательно, приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является прямо предусмотренной обязанностью органов Федерального казначейства.
Судебные инстанции, признавая незаконными действия Финансового управления администрации Саратовского муниципального образования по неисполнению судебного акта, не учли, что данная обязанность возлагается на администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области за счет казны Саратовского муниципального района Саратовской области.
В этой связи вывод суда об обязании Финансового управления администрации Саратовского муниципального образования приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах финансового управления является преждевременным.
При таких обстоятельствах дела принятые по делу судебные акты подлежат отмене в обжалуемой части, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором следует учесть изложенное.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу N А57-12675/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно структуре администрации Саратовского муниципального района, принятой решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района, финансовое управление входит в структуру администрации и является его структурным подразделением.
Таким образом, при исполнении дополнительного решения Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2015 приостановлению подлежат операции по лицевым счетам не только администрации Саратовского муниципального района, но и счета Финансового управления администрации Саратовского муниципального района, поскольку финансовое управление является финансовым органом, в котором открываются и ведутся лицевые счета муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно части 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2015 г. N Ф06-571/15 по делу N А57-12675/2014