Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
утв. и введены приказом ФСВТ
от 10 августа 1999 г. N 28
Федеральные авиационные правила
Сертификационные требования к организациям, осуществляющим деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок (ОПП)
I. Общие положения
Настоящие сертификационные требования предъявляются к организациям, осуществляющим деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок, включая филиалы, пункты продажи и бронирования, подразделение по консолидации грузов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также к индивидуальным предпринимателям (далее ОПП).
Сертификация ОПП проводится аккредитованным в установленном порядке Органом по сертификации воздушных перевозок Системы сертификации на воздушном транспорте (ССВТ) Российской Федерации на соответствие настоящим требованиям, выдачу Сертификата соответствия и последующий регулярный инспекционный контроль.
Цель сертификации - создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации, обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности организаций, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ (с учетом требований п.4.1 раздела 2 Правил Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации 01-95 от 19 июля 1995 г., зарегистрированых в Минюсте России, регистрационный N 1031 от 15 февраля 1996 г.).
Продажа и бронирование пассажирских и грузовых перевозок юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими Сертификат соответствия ФСВТ России, не допускается (с учетом требований ст.8 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383).
Сертификация ОПП не затрагивает ее хозяйственную самостоятельность.
Действие Сертификата соответствия может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть внесены ограничения Органом, выдавшим этот документ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами (с учетом требований п.1 ст.10 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383).
Сертификат соответствия может быть аннулирован решением выдавшего его аккредитованного в установленном порядке Органа по сертификации воздушных перевозок (с учетом требований п.2 ст.10 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего в установленном порядке Заявку на получение Сертификата соответствия (далее - Заявитель), на соответствие сертификационным требованиям и выдача Сертификата соответствия ОПП осуществляется аккредитованным в установленном порядке Органом по сертификации воздушных перевозок.
Сертификация проводится на возмездной основе в соответствии с п.4 ст.8 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Заявитель подает в аккредитованный в установленном порядке Орган по сертификации воздушных перевозок Заявку с указанием филиалов, пунктов продажи и бронирования перевозок, подразделения по консолидации грузов.
Для Заявителя, имеющего отдельно расположенные филиалы, пункты продажи и бронирования перевозок, подразделение по консолидации грузов, проверка на соответствие сертификационным требованиям и выдача Сертификата соответствия осуществляется аккредитованным в установленном порядке Органом по сертификации воздушных перевозок с указанием в Сертификате соответствия местонахождения филиалов, пунктов продажи и бронирования перевозок, подразделения по консолидации грузов.
Агент, заключивший субагентский договор, отвечает за соответствие деятельности субагента по продаже и бронированию перевозок настоящим сертификационным требованиям.
II. Термины и сокращения
В целях применения настоящих Сертификационных требований к организациям, осуществляющим деятельность по продаже и бронированию перевозок, используются следующие термины и сокращения.
2.1. Термины.
Автоматизированная система бронирования (АСБ) - автоматизированная система, обеспечивающая отображение информации о расписании рейсов, наличии мест и тарифах авиаперевозчиков и посредством которой может осуществляться бронирование авиатранспортных услуг.
Агент - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), уполномоченное действовать от имени и по поручению перевозчика (авиаперевозчика) по оформлению и продаже авиаперевозок на условиях заключения с ним договора.
Видеотерминальное оборудование (ВТО) - программно-техническое средство, обеспечивающее взаимодействие с автоматизированной системой бронирования.
Груз - имущество, перевозимое или принятое к перевозке на воздушном судне по договору с авиаперевозчиком под его ответственность за сохранность, удостоверенную грузовой накладной.
Заявитель - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), подавшее в установленном порядке заявку на получение (продление срока действия и внесение изменения) Сертификата соответствия ОПП.
Коммерческая загрузка воздушного судна - пассажиры, багаж, почта и грузы, принятые на борт воздушного судна в аэропорту отправления для их перевозки.
Комплектация коммерческой загрузки - формирование (подбор) коммерческой загрузки на определенный рейс.
Консолидация грузов - деятельность, связанная с приемом грузов от грузоотправителя, их накоплением, формированием за счет этого коммерческой загрузки и передачей груза другой организации (авиапредприятию, аэропорту и т.п.) для перевозки воздушным транспортом.
Орган по сертификации воздушных перевозок - компетентный орган Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, которому предоставлены полномочия по сертификации воздушных перевозок.
Организация, осуществляющая деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок (ОПП) - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) любой организационно-правовой формы, осуществляющее один или несколько видов деятельности, связанной с продажей воздушных перевозок, бронированием (резервированием) мест, свободного тоннажа и объема на воздушных судах, комплектацией коммерческой загрузки, в т.ч. за счет консолидации грузов для их перевозки воздушным транспортом.
Перевозчик (авиаперевозчик) - эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.
Пункт продажи и бронирования перевозок - структурное подразделение организации, осуществляющей деятельность по продаже и бронированию пассажирских и/или грузовых перевозок, не являющееся самостоятельным юридическим лицом, осуществляющее продажу и бронирование воздушных перевозок, расположенное как по юридическому адресу ОПП, так и имеющее иное месторасположение.
Сертификация организаций, осуществляющих деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок - процедура, посредством которой Орган по сертификации воздушных перевозок письменно удостоверяет, что организация соответствует установленным требованиям.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации для подтверждения соответствия сертифицированной организации установленным требованиям (с учетом требований п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, N 26, 1993, ст.966, с последующими изменениями и дополнениями).
Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (ССВТ) - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию объектов воздушного транспорта по правилам, установленным этой системой.
Субагент - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), которому агент передает свои права по предоставлению услуг по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок на основании договора.
Центр бронирования - независимое юридическое лицо или подразделение другого юридического лица, представляющее собой комплекс программно-технических средств и персонал, необходимые для обеспечения продажи и бронирования воздушных перевозок.
2.2. Сокращения.
В целях применения настоящих Сертификационных требований используются следующие сокращения:
ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта.
ССВТ - Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации.
ОПП - Организация, осуществляющая деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок.
III. Требования, предъявляемые к ОПП
1. Требования к помещениям ОПП.
1) Наличие помещений, находящихся на праве собственности, или хозяйственного ведения, или оперативного управления, или аренды, или на ином вещном праве, пригодных для размещения персонала ОПП и необходимого оборудования в соответствии с санитарными нормами и требованиями охраны труда.
2) Разделение помещений с указанием расположения административного, технологического персонала и зон обслуживания пассажиров и грузоотправителей, свободный доступ граждан, желающих воспользоваться услугами организации
3) Наличие у помещения ОПП входа (выхода), позволяющего обеспечить свободный доступ граждан, желающих воспользоваться услугами организации.
4) Наличие у помещения ОПП отдельного входа (выхода) для приема груза.
5) Наличие вывески, расположенной на фасаде помещения ОПП, с названием организации.
6) Оборудование помещения ОПП, его наружных стеклянных оконных проемов и входных дверей охранной и пожарной сигнализациями, надежными запорными устройствами в соответствии с действующими нормативными правовыми документами.
7) Наличие у рабочего места сотрудника (кассира, оператора), непосредственно занятого обслуживанием пассажиров и грузоотправителей, ограждения, защищающего его от свободного доступа посторонних лиц.
8) Наличие в ОПП внутреннего помещения без оконных проемов с индивидуальной охранной, пожарной сигнализациями и дверным запорным устройством с установленным металлическим сейфовым шкафом, имеющим прочное крепление к полу, для хранения запасов бланков строгой отчетности, валидаторов (штампов) и денежных средств.
9) Наличие в ОПП металлических шкафов или сейфов, жестко закрепленных к полу, с индивидуальными запорными устройствами, позволяющими безопасно временно хранить бланки строгой отчетности, валидаторы и денежные средства для расчета с пассажирами и грузоотправителями.
10) Наличие системы мер по обеспечению охраны помещений, хранению денежных средств и бланков строгой отчетности.
11) Наличие в помещении ОПП стенда с информацией о предоставляемых услугах пассажирам и грузоотправителям, а также планом аварийной эвакуации посетителей и персонала в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
2. Требования к техническому оснащению ОПП.
ОПП должна иметь техническую оснащенность и средства связи с учетом заявленной сферы деятельности.
1) Наличие видеотерминального оборудования, позволяющего осуществлять оформление авиабилетов, грузовых авианакладных, бронирование (возврат) мест и багажных, грузовых емкостей на воздушном судне через автоматизированную систему бронирования. Оборудование устанавливается на рабочем месте сотрудника (кассира, оператора), непосредственно выполняющего функции по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок.
2) Подключение видеотерминального оборудования к автоматизированной системе бронирования.
3) Не менее двух телефонных каналов связи, подключенных на рабочие места сотрудников, непосредственно выполняющих функции по продаже и бронированию перевозок.
4) Наличие оборудования для продажи перевозок по пластиковым карточкам для организаций, осуществляющих продажу перевозок по пластиковым карточкам.
5) Не менее одного канала факсимильной связи, зарегистрированного в установленном порядке.
6) Для пунктов продажи и бронирования перевозок, расположенных отдельно от центрального офиса ОПП, необходимо наличие следующего оборудования:
- подключение видеотерминального оборудования к автоматизированной системе бронирования;
- не менее одного телефонного канала связи;
- канала факсимильной связи;
- оборудования для продажи перевозок по пластиковым карточкам для организаций, осуществляющих продажу перевозок по пластиковым карточкам;
- комплекта компьютерного оборудования.
7) Наличие в ОПП, выполняющей функции по продаже и бронированию международных перевозок, не менее одного автоматического идентификационного валидатора для карбонированного оттиска на каждую точку продажи.
8) Наличие у каждого кассира (оператора) идентификационного валидатора в ОПП, выполняющей функции по продаже и бронированию внутренних перевозок.
9) Не менее одной единицы весоизмерительной техники, прошедшей метрологическую поверку в установленном порядке - для ОПП, имеющей подразделение по консолидации грузов.
10) Не менее одного сканирующего устройства для досмотра груза для ОПП, имеющей подразделение по консолидации грузов.
3. Требования к функциональной деятельности ОПП.
В перечень услуг, включенных в функциональную деятельность ОПП, входят:
- продажа и бронирование пассажирских перевозок;
- продажа и бронирование грузовых перевозок;
- консолидация грузов;
3.1. Продажа и бронирование пассажирских перевозок включает:
- оформление (переоформление) билетов пассажирам в прямом и обратном направлениях, с гарантированной (открытой) датой вылета по нормальному или специальному тарифам;
- обеспечение финансовых расчетов с пассажирами за оформление (переоформление) билетов;
- бронирование (резервирование) мест на борту воздушного судна для последующего оформления перевозочной документации;
- прием от пассажиров оформленных ранее в данном ОПП билетов на возврат при отказе от полета;
- отмена бронирования мест при отказе пассажира от полета;
- возврат платежей пассажиру за принятые обратно билеты при отказе от полета;
- предоставление пассажирам услуг информационного характера о расписании движения воздушных судов, применяемых тарифах, наличии свободных пассажирских мест, багажных и грузовых емкостей на воздушном судне, правилах перевозки багажа и грузов в соответствии с действующим законодательством, а также предметах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом или требующих особых условий перевозки;
- прием заказов на бронирование мест (багажных или грузовых емкостей) на воздушном судне по телефону;
- доставка билетов заказчику по заявленному адресу;
- организация работы выездных кассиров (операторов) по продаже перевозок в местах проведения массовых мероприятий.
3.2. Продажа и бронирование грузовых перевозок включает:
- бронирование (резервирование) свободных багажных и грузовых емкостей (по тоннажу и объему) на борту воздушного судна;
- обеспечение финансовых расчетов с пассажирами и грузоотправителями за оформление операции бронирования и продажи багажных и грузовых емкостей;
- оформление (переоформление) грузовой (почтовой) авианакладной для грузоотправителя;
- проверка соответствия фактического состояния груза сведениям, указанным в заявке грузоотправителя (декларации грузоотправителя на грузы и на опасные грузы);
- прием груза от грузоотправителя (при необходимости его временного хранения);
- доставка груза или его передача для перевозки воздушным транспортом;
- отмена бронирования багажных и грузовых емкостей при отказе пассажиров или грузоотправителей от перевозки их багажа и грузов;
- возврат платежей пассажирам или грузоотправителям при отказе от перевозки;
- предоставление пассажирам и грузоотправителям услуг информационного характера о расписании движения воздушных судов, применяемых тарифах, наличии свободных багажных и грузовых емкостей на воздушном судне, правилах перевозки багажа и грузов в соответствии с действующим законодательством, а также предметах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом или требующих особых условий перевозки.
3.3. Консолидация грузов включает:
- бронирование (резервирование) свободных багажных и грузовых емкостей (по объему и тоннажу) на воздушном судне;
- оформление документации по приему (передаче) груза и обеспечение финансовых расчетов с грузоотправителем за выполнение взятых обязательств;
- оформление (переоформление) грузовой (почтовой) авианакладной для грузоотправителя;
- прием груза от грузоотправителя;
- накопление груза (при необходимости) с целью формирования коммерческой загрузки для перевозки воздушным транспортом;
- формирование грузовой коммерческой загрузки на рейс;
- передача (доставка) принятого груза другой организации (аэропорту, авиапредприятию, агенту, субагенту) для его перевозки воздушным транспортом;
- возврат груза грузоотправителю при его отказе от перевозки данного груза;
- возврат платежей грузоотправителю при его отказе от перевозки груза;
- отмену бронирования багажных и грузовых емкостей при отказе грузоотправителя от перевозки груза;
- предоставление грузоотправителю услуг информационного характера о расписании движения воздушных судов, применяемых тарифах, наличии свободных багажных и грузовых емкостей на воздушном судне, правилах перевозки багажа и грузов в соответствии с действующим законодательством, а также предметах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом или требующих особых условий перевозки;
- уведомление грузоотправителя об отправке груза в адрес грузополучателя;
- уведомление грузополучателя об отправке груза в его адрес;
- уведомление грузоотправителя и грузополучателя о прибытии автотранспорта для доставки;
- уведомление грузоотправителя и грузополучателя о движении груза;
- уведомление грузоотправителя и грузополучателя о прибытии груза в аэропорт назначения;
- уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю.
4. Требования к Положению о системе обеспечения качества.
В ОПП разрабатывается Положение о системе обеспечения качества, утвержденное руководителем организации.
Положение о системе обеспечения качества включает:
- требования стандартов Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
- политику ОПП в области качества;
- требования к обучению персонала ОПП;
- ответственность агентов за обеспечение качества;
- документацию, включая отчетный учет выявленных отклонений и корректирующих мероприятий.
5. Требования к наличию нормативной правовой и справочной документации.
В ОПП должны быть следующие нормативные и справочные материалы:
1) Воздушный кодекс Российской Федерации.
2) Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" с последующими изменениями и дополнениями (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.140).
3) Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 3.07.93 г. N 20 (зарегистрированное Минюстом России 7.07.93, регистрационный N 296).
4) Вопросы Государственного комитета по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте Российской Федерации от 31.12.91 г. N 137-рп (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, N 4, 1992, ст.149).
5) Положение о Государственном атомном надзоре России, утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от 5.06.92 г. N 283-рп (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, N 24, 1992, ст.1338).
6) Указ Президента Российской Федерации от 12.11.92 г. N 1355 "О государственных надзорных органах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, N 47, 1992, ст.2716).
7) Правила дня агентств по продаже пассажирских перевозок Российской Федерации (резолюция ИАТА 810 р).
8) Договоры, заключаемые с агентствами по продаже пассажирских перевозок (резолюция ИАТА 824).
9) Руководство служб бронирования (документ ИАТА).
10) Общие условия перевозок (пассажиры и багаж) (документ ИАТА).
11) Руководство по оформлению билетов (документ ИАТА).
12) Справочник агента по грузовым перевозкам (резолюции ИАТА 801).
IV. Требования к квалификации персонала ОПП
1) Наличие в ОПП должностных инструкций на каждого сотрудника с учетом возложенных функций, утвержденных руководителем организации.
2) Наличие в ОПП программы повышения квалификации сотрудников на календарный год.
3) Наличие в ОПП журнала учета допущенных персоналом технологических и других нарушений, жалоб, претензий и заявлений, поступающих от пассажиров и грузоотправителей, и принятых по ним решений.
4) Требования к руководящему составу:
- знание Воздушного кодекса Российской Федерации;
- наличие высшего образования и опыта руководящей работы.
5) Требования к персоналу, осуществляющему деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок:
- знание Воздушного кодекса Российской Федерации;
- наличие высшего или среднего специального образования;
- наличие необходимых квалификационных документов, удостоверений, дипломов, свидетельств, дающих право осуществлять деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок;
- умение работать с автоматизированной системой бронирования;
- наличие компьютерной грамотности;
- знание английского языка (в рамках специализации).
6) Требования к персоналу подразделения по консолидации грузов:
- знание Воздушного кодекса Российской Федерации;
- наличие специальной подготовки по приему, оформлению, проверке и доставке грузов, предназначенных для перевозки воздушным транспортом.
V. Требования к финансово-экономическому состоянию ОПП
Наличие справки о платежеспособности в установленной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.