г. Казань |
|
01 октября 2015 г. |
Дело N А55-27883/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
заявителя - Фомичева И.В., доверенность от 01.11.2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2015 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А55-27883/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания" (ИНН 6312065420) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, о признании незаконным решения в части, третьи лица: Главное управление организации торгов Самарской области, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа N 6 города Сызрани,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания" (далее - заявитель, общество, ООО "Кировский комбинат школьного питания", комбинат) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) от 01.10.2014 N 11063/4 в части признания жалобы комбината по извещению от 30.07.2014 N 0142200001314009395 необоснованной, как нарушающее положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); обязании УФАС по Самарской области выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
К участию деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление организации торгов Самарской области и государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа N 6 города Сызрани.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2015 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
До судебного заседания от УФАС по Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия ответчика и третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, в УФАС по Самарской области поступили жалобы ООО "Кировский комбинат школьного питания" N N 929-5465-14/4, 930-5465-14/4 на действия конкурсной комиссии при проведении конкурсов с ограниченным участием: оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г. Сызрани (совместные торги) (извещение NN 0142200001314010118, 0142200001314009395).
Рассмотрев указанные жалобы, Комиссия УФАС по Самарской области приняла решение от 01.10.2014 N 11063/4 о признании их необоснованными.
Оспаривая данное решение УФАС в части признания жалобы комбината по извещению от 30.07.2014 N 0142200001314009395 необоснованной, заявитель ссылается на нарушение Заказчиком положений статьи 31 Закона о контрактной системе, указывает, что в заявке у Комбината были представлены копия исполненного договора от 11.01.2013 N 9-М/З, отчеты о получении субсидий, которые в данном случае являются актами выполненных работ по договору, подтверждающими факт выполнения услуг по питанию.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Судами установлено, что Главным управлением организации торгов Самарской области (далее - Главное управление) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru 30.07.2014 было размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений г. Сызрань (совместные торги). Начальная цена контракта составила 30 714 144,11 руб.
Заказчиками являются ГБОУ средние образовательные школы г. Сызрань (всего 11 школ).
Согласно протоколу от 09.09.2014 (извещение N 0142200001314009395) ООО "Кировский комбинат школьного питания" признано несоответствующим единым и дополнительным требованиям ввиду не предоставления копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) оказанных услуг общественного питания, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. Учитываются контракты (договоры), исполненные за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. (Предоставленные участником закупки договор о предоставлении субсидий, а также договора о сотрудничестве при оказании услуг по организации бесплатного питания обучающихся, заключенные между участником закупки и муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями не подтверждают наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг, связанных с предметом контракта. Из предоставленных в заявке участником закупки договоров о сотрудничестве невозможно исчислить стоимость ранее исполненного контракта (договора).
Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
На основании пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 данного Федерального закона.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 данного Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или вверенные участником закупки копии таких документов.
В Дополнительных требованиях, предъявляемых к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 к таковым отнесены наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
В разделе 20 "Требования к участникам закупки при проведении конкурса с ограниченным участием" Приложения N 2 к документации о совместном конкурсе с ограниченным участием (извещение N 0142200001314009395) в Перечне документов, которые подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям указано на необходимость представления копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) оказанных услуг. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Заявитель ссылается на представление в составе заявки ООО "Кировский комбинат школьного питания" договора от 11.01.2013 N 9/МЗ на сумму 52 200 135 руб., договора о сотрудничестве при оказании услуг по организации бесплатного питания обучающихся, заключенные между участником закупки и муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями, а также на представление отчетов о получении субсидий, которые в данном случае, по его мнению, являются актами выполненных работ по договору, подтверждающими факт выполнения услуг по питанию.
Вместе с тем судами правомерно указано, что предметом указанного договора от 11.01.2013 N 9/МЗ является предоставление субсидий в соответствии со статьями 78 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на оказание услуг по предоставлению бесплатного питания льготным категориям учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Самара.
К ранее исполненному контракту (договору) оказания услуг, связанному с предметом объекта закупки договор о предоставлении субсидий от 11.01.2013 N 9/МЗ не относится, поскольку договор о предоставлении субсидии регулируется бюджетным законодательством и признаками договора возмездного оказания услуг, которые установлены положениями гражданского законодательства (статьи 779-783 ГК РФ) не обладает.
Таким образом, суды правильно указали, что договор о предоставлении субсидий от 11.01.2013 N 9/МЗ определяет механизм предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, а не подтверждает имеющийся опыт оказания услуг по организации горячего питания и из представленных в заявке ООО "Кировский комбинат школьного питания" договоров о сотрудничестве невозможно исчислить стоимость ранее исполненных контрактов договоров. Кроме того, заявка Комбината не содержала актов выполненных в рамках вышеуказанных договоров работ.
В связи с чем, заявителем не соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, судами установлено, что между заказчиками и единственным участником конкурса МУП г.о. Сызрань "Комбинат питания" были заключены контракты, срок действия которых истек 31.05.2015. Процедура закупки завершена. В связи с чем, оснований для обязания УФАС по Самарской области выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не имеется.
С учетом вышеизложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований общества.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу N А55-27883/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К ранее исполненному контракту (договору) оказания услуг, связанному с предметом объекта закупки договор о предоставлении субсидий от 11.01.2013 N 9/МЗ не относится, поскольку договор о предоставлении субсидии регулируется бюджетным законодательством и признаками договора возмездного оказания услуг, которые установлены положениями гражданского законодательства (статьи 779-783 ГК РФ) не обладает.
Таким образом, суды правильно указали, что договор о предоставлении субсидий от 11.01.2013 N 9/МЗ определяет механизм предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, а не подтверждает имеющийся опыт оказания услуг по организации горячего питания и из представленных в заявке ООО "Кировский комбинат школьного питания" договоров о сотрудничестве невозможно исчислить стоимость ранее исполненных контрактов договоров. Кроме того, заявка Комбината не содержала актов выполненных в рамках вышеуказанных договоров работ.
В связи с чем, заявителем не соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 октября 2015 г. N Ф06-673/15 по делу N А55-27883/2014