г. Казань |
|
07 октября 2015 г. |
Дело N А12-47138/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
ответчика - Голубевой Т.В. (доверенность от 28.04.2015 N 121),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройРезерв"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Борисова Т.С., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-47138/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройРезерв" (ИНН 7705787510, ОГРН 5077746614116) к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройРезерв" (далее - истец, общество, ООО "СтройРезерв") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - ответчик, комитет) об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договора аренды земельного участка от 27.10.2014 N 347, находящегося в собственности Волгоградской области, изложив Приложение к договору - "Расчёт арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 34:28:160004:3 в следующей редакции:
"Расчёт арендной платы за земельный участок произведён в соответствии с Порядком расчёта арендной платы за земельные участи, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утверждённым постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, постановлением главы администрации Волгоградской области от 18.11.2011 N 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области.
Размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:28:16 00 04:3 за период с 27.10.2014 по 21.12.2014 составляет 15 860 рублей 40 копеек, исходя из годового размера арендной платы на 2014 год.
Арендная плата определена по формуле:
А = КСЗУ х 1,5%, где:
А - величина арендной платы рассчитываемая за 12 месяцев;
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка 5 870 718 рублей согласно Постановлению;
1,5% - процент в расчёте арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте и не относящейся к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды, на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 1.5.1 Порядка)".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2015 исковые требования удовлетворены, - пункт 1 Приложения изложен в редакции истца. Также, с комитета в пользу ООО "СтройРезерв" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2015 по делу N А12-47138/2014 отменено, апелляционная жалоба Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - удовлетворена. Принят по делу новый судебный акт.
Суд урегулировал разногласия, возникшие между ООО "СтройРезерв" и Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области при заключении договора от 27.10.2014 N 347 аренды земельного участка, находящегося в собственности Волгоградской области, изложив Приложение к договору - "Расчёт арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 34:28:160004:3" в следующей редакции:
"Расчёт арендной платы за земельный участок произведён в соответствии с Порядком расчёта арендной платы за земельные участи, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утверждённым постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, постановлением главы администрации Волгоградской области от 18.11.2011 N 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области", решения Среднеахтубинской районной думы Волгоградской области от 03.11.2011 N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района".
Годовой размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 34:28:160004:3 определён по формуле:
А = КСЗУ * Кви * Кдо*Ки = 5 870 718 рублей * 0,015 * 12,0 * 1,185 = 1 252 224,15 рублей, где:
А - величина арендной платы рассчитываемая за 12 месяцев;
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка 5 870 718 рублей, согласно Постановлению;
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка в соответствии с пунктом 4 приложения 1 к порядку (0,015);
Кдо - коэффициент дифференциации (12,0) в зависимости о назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, в соответствии с пунктом 2.2 приложения N 4 к Решению;
Ки - коэффициент индексации на 2014 год, установленный постановлением губернатора Волгоградской области от 24.12.2013 N 1348 в размере 1,185.
В кассационной жалобе ООО "СтройРезерв" просит постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения. Заявитель жалобы указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Законность вышеуказанного судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй Резерв" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.05.2012 приобрело в собственность у ООО "Инфо-Центр" недвижимое имущество, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 34:28:16 00 04:3, площадью 55 800 кв.м, расположенное по адресу: Волгоградской области, Среднеахтубинский район, примерно в 200 м от п. Калинина на северо-восток.
В целях оформления права пользования указанным земельным участком, истец обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - министерство) с заявлением от 02.10.2014, о его предоставлении на праве аренды в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (листы дела 25-26). Основанием такого обращения общество заложило факт приобретения у ООО "Инфо-Центр" в 2012 - 2013 годах объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
Распоряжением от 17.10.2014 N 2081-р "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:28:16 00 04:3 в аренду ООО "СтройРезерв" Министерство предоставило испрашиваемый земельный участок и направило в адрес общества проект договора аренды земельного участка, по условиям, которого, ответчик взял на себя обязательство предоставить ООО "СтройРезерв" земельный участок, площадью 55 800 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградской области, Среднеахтубинский район, примерно в 200 м от п. Калинина на северо-восток, для эксплуатации базы отдыха.
Арендатор, не согласившись с рядом пунктов договора, направил в адрес арендодателя протокол разногласий от 17.10.2014 к нему, на который министерство представило протокол согласования разногласий от 27.11.2014.
В связи с тем, что стороны не пришли к соглашению по содержанию Приложения к договору аренды, касающегося расчёта размера арендной платы, истец, в порядке статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", установив факт отнесения спорного земельного участка к категории ограниченном в обороте, принял Приложение к договору аренды "Расчёт арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 34:28:160004:3 в редакции истца, устанавливающий льготный размер арендной платы - 1,5% процента от кадастровой стоимости спорного земельного участка (пункт 1.5.1 Порядком расчёта арендной платы за земельные участи, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утверждённым постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" (далее по тексту - Постановление N 469-п)).
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что договор, разногласия по которому переданы на разрешение суда, заключается сторонами не в связи с переоформлением обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, а в порядке предоставления земельного участка занятого объектами недвижимости.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. При этом устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца пятого пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку на испрашиваемый обществом земельный участок зарегистрировано право собственности за Волгоградской областью, к правоотношениям сторон применим порядок определения арендной платы, установленный Постановлением N 469-п.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.5.1 названного Постановления, ставка арендной платы в размере 1,5 процента применяется в отношении земельных участков, ограниченных в обороте и не относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который, переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для применения льготного размера арендной платы, установленного Постановлением N 469-п, необходимо в совокупности наличие двух условий:
1. Земельный участок должен быть ограничен в обороте;
2. Право аренды на земельный участок должно быть переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
При этом, право аренды земельного участка считается переоформленным в соответствии с земельным законодательством, если данное право приобретено в результате замены права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании и в порядке, которые предусмотрены Законом N 137-ФЗ.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" даны разъяснения по вопросу о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на основании пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Суды должны учитывать, что лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.03.2006 N 14711/05 сформировал следующую правовую позицию. Одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и статья 36 Земельного кодекса регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Таким образом, право на переоформление, закрепленное в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, представляет собой самостоятельное субъективное публичное право землепользователя, отличное от исключительного права, которым обладают собственники объектов недвижимости (статья 36 Земельного кодекса).
В примечании к статье 3 Закона N 137-ФЗ определен порядок (стадии) переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Переоформление права на земельный участок включает в себя: подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, как следует из материалов дела, право аренды спорного земельного участка было предоставлено истцу не в порядке реализации права, предоставленного ему пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ - в связи с переоформлением права постоянного бессрочного пользования земельным участком, а в порядке предоставления земельного участка занятого объектами недвижимости.
Общество не представило доказательств наличия у него на момент заключения упомянутого договора аренды права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком и заключения данного договора в порядке переоформления этого права.
Напротив, обращаясь с заявлением на предоставление земельного участка в аренду, общество обосновало своё право только приобретением на нём объектов недвижимости.
В связи с чем, ссылка общества на подпункт 4 пункта 1.5.1 Постановления N 469 - п, устанавливающую льготный размер арендной платы, неправомерна. Она подлежит применению для юридических лиц, обладающих правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и выразивших желание переоформить это право на право аренды.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод общества о возможности отнесения понятия "переоформление" на иные гражданско-правовые сделки, указав, что Закон N 137-ФЗ в части переоформления права постоянного (бессрочного) пользования не подлежит расширенному толкованию.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу N А12-47138/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В примечании к статье 3 Закона N 137-ФЗ определен порядок (стадии) переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Переоформление права на земельный участок включает в себя: подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, как следует из материалов дела, право аренды спорного земельного участка было предоставлено истцу не в порядке реализации права, предоставленного ему пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ - в связи с переоформлением права постоянного бессрочного пользования земельным участком, а в порядке предоставления земельного участка занятого объектами недвижимости.
...
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод общества о возможности отнесения понятия "переоформление" на иные гражданско-правовые сделки, указав, что Закон N 137-ФЗ в части переоформления права постоянного (бессрочного) пользования не подлежит расширенному толкованию."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 октября 2015 г. N Ф06-990/15 по делу N А12-47138/2014