г. Казань |
|
13 октября 2015 г. |
Дело N А55-8108/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Земляковой Н.И., доверенность от 05.10.2015, Деревянко А.В., доверенность от 01.10.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгогазтелеком"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-8108/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгогазтелеком" (ИНН 6314011847, ОГРН 1026300897226), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгогазтелеком" (далее - ООО "Волгогазтелеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сеть телефонизации жилого дома по ул. Водников, д. 119 от АТСЭ "Волгогазтелеком", расположенной на ул. Степана Разина, до ул. Ленинградской и до ул. Водников, д. 119, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.02.2015 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом Арбитражный суд Поволжского округа указал, что суды первой и апелляционной инстанций не проверили законность отказа Управления Росреестра по Самарской области именно по основаниям, изложенным в сообщении от 20.01.2014 N 01/591/2013-216, и не дали оценку доводам Управления Росреестра по Самарской области о том, что указанный объект является вновь выстроенным объектом, в связи с чем Обществу необходимо представить документы, подтверждающие строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в установленном законом порядке и права на земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015, в удовлетворении заявленных требований вновь отказано.
ООО "Волгогазтелеком" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители заявителя поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сообщением от 20.01.2014 N 01/591/2013-216 Управления Росреестра по Самарской области отказало ООО "Волгогазтелеком" в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сеть телефонизации жилого дома по ул. Водников, д. 119 от АТСЭ "Волгогазтелеком", расположенной на ул. Степана Разина, до ул. Ленинградской и до ул. Водников, д. 119.
Из этого сообщения следует, что основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества явилось непредставление на его строительство и на ввод в эксплуатацию, а также документов, подтверждающих права на земельный участок, на котором находится объект.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации прав).
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно кабельные сооружения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68 (далее - Положение), государственная регистрация права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, под которыми понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с Законом о регистрации, Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Положением.
Согласно пункту 2 Положения к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В пункте 10 Положения указано, что государственная регистрация права на земельные участки, на которых располагаются линейно-кабельные сооружения связи, осуществляется территориальными органами, действующими в пределах соответствующего регистрационного округа (по месту расположения этих земельных участков).
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что к документам, необходимым для государственной регистрации права на линейно-кабельное сооружения связи, прилагается технический паспорт линейно-кабельного сооружения связи, включающий в себя план линейно-кабельного сооружения связи и иные характеристики объекта недвижимости.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (пункт 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частями 5, 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентированы исключения из общего правила, предусматривающие случаи, когда разрешение на строительство отдельных видов объектов выдается иными органами.
В силу части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.04.1999 Обществу выданы технические условия для телефонизации строящегося жилого дома по адресу: г. Самара, ул. Водников, 119 от АТСЭ "Волготелеком", согласно которым предписано выполнить следующий объем работ: установить РШ 1200х2 рядом с РШ 32-53 (угол ул. Степана Разина и ул. Ленинградской), соединив их трубой; построить двухканальную телефонную канализацию от ближайшего смотрового устройства по ул. Степана Разина до объекта; проложить кабель ТПП 50х2 от РШ 1200х2 до объекта; вновь построенные сооружения связи сдать комиссии СГТС как ведомственные.
Суды правомерно указали, что представленный на регистрацию акт приемки в эксплуатацию от 22.12.1999 является внутренним документом общества и не не соответствует существовавшему в указанный период порядку строительства и ввода в эксплуатацию линейно-кабельных сооружений связи, а также законодательству, действовавшему на момент составления указанного акта, в связи с чем не является документом, подтверждающим факт создания спорного объекта.
К тому же согласно представленному на государственную регистрацию кадастровому паспорту сооружения от 05.12.2012 указанный объект недвижимого имущества введен в эксплуатацию в 2009 году.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды признали, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного требования в виду не представления документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки названного вывода судов в силу предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, окружным судом рассмотрены и отклонены в полном объеме в силу изложенных обстоятельств, а также в связи с тем, что основаны на неправильном толковании закона.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу N А55-8108/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как предусмотрено пунктом 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (пункт 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частями 5, 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентированы исключения из общего правила, предусматривающие случаи, когда разрешение на строительство отдельных видов объектов выдается иными органами.
В силу части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2015 г. N Ф06-1328/15 по делу N А55-8108/2014
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1328/15
26.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6793/15
10.04.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8108/14
02.02.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19160/13
21.10.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13781/14
11.08.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8108/14