г. Казань |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А49-1045/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2015 (судья Колдомасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А49-1045/2015
по заявлению Управления Судебного департамента в Пензенской области, г. Пенза (ОГРН 1025801110873, ИНН 5836012520) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, г. Пенза (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690), третье лицо: Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда в Пензенской области, г. Пенза (ОГРН 1025801358186, ИНН 5836011565), о признании недействительным решения от 22.01.2015 N 068/035/357-2014,
УСТАНОВИЛ:
Управление Судебного департамента в Пензенской области (далее - Судебный департамент, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области (далее - Пенсионный фонд) от 22.01.2015 N 068/035/357-2014 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Определением суда от 05.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (далее - Отделение).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2015 оставлено без изменения.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная проверка Судебного департамента по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
В ходе проверки установлено занижение Судебным департаментом объекта обложения страховыми взносами на общую сумму 6 940 921 руб., в том числе за 2011 год - 2 397 311 руб., за 2012 год - 2 630 130 руб. и за 2013 год - 1 913 480 руб., вследствие не включения стоимости санаторно-курортных путевок, выданных судьям федеральных судов и мировым судьям.
Неучет в целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в сумме 53 280 руб., переданной судье Копыловой Н.В., что привело к неполной уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2013 год в сумме 2717,28 руб.
По итогам рассмотрения материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 22.01.2015 N 068/035/357-2014 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которым Судебный департамент привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212) за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 543,46 руб., ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2717,28 руб. и пени в сумме 565,35 руб.
Решением Пенсионного фонда от 26.02.2015 N 3 жалоба Судебного департамента на решение от 22.01.2015 N 068/035/357-2014 оставлена без удовлетворения.
Считая решение Пенсионного фонда незаконным и нарушающим интересы в сфере экономической деятельности, Судебный департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ к плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования относятся страхователи-организации, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что при определении базы для обложения страховыми взносами учитываются выплаты, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых договоров и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из содержания приведенных норм трудового законодательства и законодательства о страховых взносах в их взаимосвязи следует, что необходимым условием для признания выплат объектом обложения страховыми взносами является их начисление в пользу физического лица в рамках трудовых отношений за выполнение трудовой функции (работы в должности). Указанные выплаты зависят от квалификации физического лица, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Социальные и материальные гарантии независимости судей установлены Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей" (далее - Закон N 3132-1) и Федеральным законом от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
В силу статьи 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Требования к материальному обеспечению судей установлены статьей 19 Закона N 3132-1. Перечень выплат и размер доплат, начисляемых судье в соответствии с замещаемой им должностью, определены в пункте 1 статьи 19 Закона N 3132-1.
Согласно пункту 5 статьи 19 Закона N 3132-1 судья и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом находящийся в отставке или на пенсии судья и члены его семьи получают медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета в тех же медицинских организациях, в которых они состояли на учете.
Таким образом, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение не связано с трудовыми отношениями судьи и выполнением им возложенных на него государством функций - отправлением правосудия от имени государства, не зависит от квалификации судьи, сложности, количества и качества рассмотренных дел. Оплата данного лечения осуществляется вне рамок трудовых отношений, а в силу требований федерального законодательства.
Как верно указали суды, поскольку оплата стоимости приобретенных для судей и членов их семей путевок производится не в связи с наличием трудовых отношений судьи и выполнением им трудовых обязанностей в связи с замещаемой должностью, то указанные суммы не могут быть квалифицированы как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений. Следовательно, указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судами установлено, что 6 940 921 руб. - это стоимость путевок на санаторно-курортное лечение, приобретенных Учреждением в 2011-2013 годах для судей и членов их семей. В указанную сумму входит стоимость санаторно-курортной путевки в размере 53 280 руб., приобретенной в 2013 году для судьи Копыловой Н.В.
Спор между сторонами по размеру стоимости санаторно-курортного лечения, не включенной в базу для начисления страховых взносов, а также лицам, которым оно предоставлено, отсутствует.
В связи с тем, что невключеные в базу для начисления страховых взносов платежи являются оплатой стоимости санаторно-курортных путевок судей и членов их семей, финансирование данного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета и предусмотрено федеральным законодательством, оплата стоимости санаторно-курортного лечения не является заработной платой или иными дополнительными выплатами и компенсациями, обусловленными условиями трудовых отношений, носят социальный характер и являются одним из способов государственных гарантий независимости судей, то Судебный департамент обоснованно не включил данные платежи в базу для исчисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали неправомерным начисление заявителю страховых взносов и привлечение его к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы Пенсионного фонда являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы кассационной жалобы Пенсионного фонда необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу N А49-1045/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
...
В связи с тем, что невключеные в базу для начисления страховых взносов платежи являются оплатой стоимости санаторно-курортных путевок судей и членов их семей, финансирование данного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета и предусмотрено федеральным законодательством, оплата стоимости санаторно-курортного лечения не является заработной платой или иными дополнительными выплатами и компенсациями, обусловленными условиями трудовых отношений, носят социальный характер и являются одним из способов государственных гарантий независимости судей, то Судебный департамент обоснованно не включил данные платежи в базу для исчисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали неправомерным начисление заявителю страховых взносов и привлечение его к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 октября 2015 г. N Ф06-1358/15 по делу N А49-1045/2015