г. Казань |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А55-416/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителя:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары - Васичкиной Н.В., доверенность от 18.09.2015,
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Васичкиной Н.В., доверенность от 12.08.2015,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Карла Маркса, 39"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)
по делу N А55-416/2015
по заявлению товарищества собственников жилья "Карла Маркса, 39", г. Самара (ИНН 6311088136, ОГРН 1066311046295), к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, г. Самара, об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Карла Маркса, 39" (далее - ТСЖ "Карла Маркса, 39", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары (далее - налоговый орган, ИФНС по Железнодорожному району г. Самары, инспекция) от 17.10.2014 N 15395 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) от 23.12.2014 N 03-15/31782 по апелляционной жалобе.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 оставлено без изменения.
Товарищество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции и Управления в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзывах.
Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени извещен надлежащим образом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя инспекции и Управления, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Карла Маркса, 39" посредством услуг почтовой связи направило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2014 года на бумажном носителе.
Посчитав, что в данном случае нарушен пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговый орган принял решение от 17.10.2014 N 15395, которым привлек товарищество к ответственности по пункту 1 статьи 119.1 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб.
Решением Управления от 23.12.2014 N 03-15/31782 решение налогового органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решениями налоговых органов, ТСЖ "Карла Маркса, 39" обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, пришли к выводу о том, что налоговый орган обоснованно привлек его к ответственности, предусмотренной статьей 119.1 НК РФ.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Судами установлено, что ТСЖ "Карла Маркса, 39" зарегистрировано в качестве юридического лица, применяет общую систему налогообложения и в силу статьи 11 и пункта 1 статьи 143 НК РФ является налогоплательщиком НДС.
Согласно статьям 23 и 80 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется по каждому налогу, подлежащему уплате данным налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
С 01.01.2010 вопрос о налогообложении операций, связанных с предоставлением ТСЖ коммунальных услуг и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества дома, а также представлением налоговых деклараций по НДС и форме ее представления прямо урегулирован НК РФ.
Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ пункт 3 статьи 149 НК РФ (операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на территории Российской Федерации) дополнен подпунктами 29 и 30: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
При этом, операции не подлежат налогообложению только при соблюдении условий, установленных в этой статье. Пункт 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика отказаться от освобождения операций от налогообложения.
Как верно указали суды, освобождение перечисленных в подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК ПФ операций от налогообложения отвечает определению "налоговая льгота", данному в пункте 1 статьи 56 НК РФ, с учетом толкования, содержащегося в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость". Освобождение от налогообложения НДС имеет своей целью предоставление определенной категории лиц (в данном случае ТСЖ) преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, но не относящимися к категориям налогоплательщиков, перечисленным в подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
В статье 143 НК РФ товарищества собственников жилья не поименованы среди организаций, не являющихся плательщиками НДС.
С учетом вышеизложенного суды сделали правильный вывод о том, что товарищество является налогоплательщиком НДС, а предусмотренное НК РФ освобождение от налогообложения распространяется не на все осуществляемые данной категорией налогоплательщиков операции, а лишь на те, которые перечислены в статье 149 НК РФ и в отношении которых соблюдены установленные этой статьей условия.
На основании статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Подавая налоговую декларацию по НДС, заявитель самостоятельно исчисляет сумму налога и на основании пункта 1 статьи 80 НК РФ вправе заявить льготы, в том числе предусмотренные статьей 149 НК РФ.
Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 80 НК РФ, согласно которым налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, в том числе налогоплательщиками, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу. Таким налогом является НДС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) с 01.01.2014 налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Абзацем 2 пункта 5 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также условия и порядок освобождения установлены статьей 145 НК РФ.
Доказательств освобождения ТСЖ "Карла Маркса, 39" от обязанностей налогоплательщика НДС в порядке статьи 145 НК РФ суду не представлено.
Таким образом, с 01.01.2014 товарищество являясь налогоплательщиком НДС, обязано представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку ТСЖ "Карла Маркса, 39" в нарушение пункта 5 статьи 174 НК РФ представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2014 года на бумажном носителе, а не в электронной форме, налоговый орган обоснованно привлек его к ответственности, предусмотренной статьей 119.1 НК РФ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ товариществу собственников жилья "Карла Маркса, 39" подлежит возвращению излишне уплаченная за подачу кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А55-416/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Карла Маркса, 39" (Писареву Александру Михайловичу) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб., перечисленную по квитанции от 24.08.2015.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств освобождения ТСЖ "Карла Маркса, 39" от обязанностей налогоплательщика НДС в порядке статьи 145 НК РФ суду не представлено.
Таким образом, с 01.01.2014 товарищество являясь налогоплательщиком НДС, обязано представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку ТСЖ "Карла Маркса, 39" в нарушение пункта 5 статьи 174 НК РФ представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2014 года на бумажном носителе, а не в электронной форме, налоговый орган обоснованно привлек его к ответственности, предусмотренной статьей 119.1 НК РФ.
...
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А55-416/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 октября 2015 г. N Ф06-1532/15 по делу N А55-416/2015