г. Казань |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А55-29754/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Ананьева Р.В., Муравьёва С.Ю.,
при участии представителей:
истца - Базалийского М.В., доверенность от 21.10.2015 N 63 АА 3258858,
ответчика - Данилова С.Г., доверенность от 10.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Абдуллаева Ханоглана Гашим оглы
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-29754/2014
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Абдуллаева Ханоглана Гашим оглы (ОГРН 304632006100425), г. Тольятти, Самарская область, к мэрии городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), г. Тольятти, Самарская область, об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Абдуллаев Ханаглан Гашим оглы (далее - ИП Абдуллаев Х.Г.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия, мэрия г.о. Тольятти) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301174:4637, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, северо-западнее жилого дома по ул. Победы, 23, в котором просит:
"пункт 2.2 договора изложить в следующее редакции:
"Арендатор самостоятельно рассчитывает размер арендной платы, подлежащей перечислению арендодателю, и перечисляет его в соответствии с условиями настоящего договора. Годовой размер арендной платы, учитывая то обстоятельство, что арендатор является инвалидом 1 группы, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2008 N 582 составляет 0,01% от его кадастровой стоимости.
Размер арендной платы за земельный участок в год составляет 358.81 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 3 588 145,02 руб.
Кадастровая стоимость может быть изменена в результате проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которая проводится в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года, и результата которой доводятся до Арендатора через средства массовой информации (газета "Волжская коммуна") и размещаются Арендодателем на официальном сайте г.о.Тольятти ( www.tgl.ru)".
Пункт 2.3 из договора исключить".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2015 урегулированы разногласия, возникшие между ИП Абдуллаевым Х.Г. и мэрией г.о. Тольятти при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301174:4637, расположенного по адресу Самарская область г. Тольятти Центральный район северо-западнее жилого дома, имеющего адрес: ул. Победы, 23, следующим образом:
Пункт 2.2 договора в редакции арендодателя по тексту договора дополнен абзацем вторым следующего содержания: "При этом арендная плата рассчитывается с учетом особенностей, установленных абзацем 4 подпункта "а" п.3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 16.07.2008 N 582, а именно: арендная плата уплачивается по ставке 0,01% кадастровой стоимости земельного участка в год в отношении арендной платы, равной размеру налогового вычета, установленного налоговым законодательством для инвалидов 1 группы (подпункт 2 пункта 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 решением Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2015 изменено, по делу принят новый судебный акт.
Урегулированы разногласия, возникшие между ИП Абдуллаевым Х.Г. и мэрией г.о. Тольятти при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301174:4637, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, северо-западнее жилого дома, имеющего адрес: ул. Победы, 23.
Суд апелляционной инстанции изложил пункт 2.2. в следующей редакции: "Арендатор самостоятельно рассчитывает размер арендной платы, подлежащий перечислению Арендодателю, и перечисляет его в соответствии с условиями настоящего Договора. Годовой размер арендной платы определяется посредством умножения размера арендной платы за единицу площади, рассчитанной по формуле, приведенной в пункте 2.3 с учетом применения коэффициента инфляции (Ки) и удельного показателя кадастровой стоимости, на площадь земельного участка, указанную в пункте 1.2.3. настоящего договора".
Пункт 2.3. изложен в следующей редакции: "Размер арендной платы за 1 (один) квадратный метр земельного участка в год составляет 1583,71 руб. и рассчитывается по формуле:
А = Скад * Ка * Кв * Кпр * Ки, где:
Скад - значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равное 9130,14 руб. за 1 кв.м в год, рассчитанное путем деления кадастровой стоимости земельного участка, равной 3588145,02 руб. на площадь земельного участка, указанную в п. 1.2.3. настоящего договора.
Удельный показатель кадастровой стоимости может быть изменен в результате проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которая проводится в порядке, установленном действующим законодательством РФ, не реже одного раза в 5 лет, и результаты которой доводятся до Арендатора через средства массовой информации (газета "Волжская коммуна") и размещаются Арендодателем на официальном сайте мэрии г.о. Тольятти (www.tgl.ru);
Ка - коэффициент категории арендатора, равный - 1;
Кв - коэффициент вида использования земельного участка: "Земельные участки под модульными павильонами, киосками", равный - 0,1652;
Кпр - коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования, равный -1.
Коэффициент категории арендатора установлен постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
Коэффициент вида использования земельного участка и коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования утверждены решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти".
Коэффициент категории арендатора доводится до Арендатора путем опубликования в газете "Волжская коммуна". Коэффициент инфляции на соответствующий расчетный год, коэффициент вида использования земельного участка и коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования доводится до Арендатора путем опубликования в газете "Городские ведомости" и размещаются на официальном сайте мэрии г.о. Тольятти (www.tgl.ru)".
ИП Абдуллаев Х.Г. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, поскольку он является инвалидом 1 группы, при расчете арендной платы подлежат применению Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 58.
В судебном заседании представитель истца поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ответчика, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением мэрии г.о. Тольятти от 08.08.2014 N 2887-п/1 ответчику предоставлен в аренду земельный участок площадью 393 кв.м, с кадастровым номером 63:09:0301174:4637, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район северо-западнее жилого дома, имеющего адрес: ул. Победы, 23, для оказания услуг розничной торговли, питания.
Во исполнение данного постановления, ответчик в адрес истца направил письмо от 13.10.2014 N гр-6816/5.2 с приложением проекта договора аренды земельного участка.
Не согласившись с его условиями, письмом от 27.10.2014 истец направил в адрес ответчика протокол разногласий.
Ответчик письмом от 25.11.2014 N 8419/5.2 отклонил протокол разногласий истца.
Таким образом, при заключении договора стороны не пришли к соглашению в отношении редакции пунктов 2.2-2.3 о размере арендной платы.
Пунктом 2.1 договора в редакции ответчика предусмотрено, что расчет арендной платы производится в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области"
"2.2. Арендатор самостоятельно рассчитывает размер арендной платы, подлежащий перечислению Арендодателю, и перечисляет его в соответствии с условиями настоящего Договора. Годовой размер арендной платы определяется посредством умножения размера арендной платы за единицу площади, рассчитанной по формуле, приведенной в пункте 2.3 с учетом применения коэффициента инфляции (Ки) и удельного показателя кадастровой стоимости, на площадь земельного участка, указанную в пункте 1.2.3. настоящего договора.
"2.3. Размер арендной платы за 1 (один) квадратный метр земельного участка в год составляет 1583,71 руб. и рассчитывается по формуле:
А = Скад * Ка * Кв * Кпр * Ки, где:
Скад - значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равное 9130,14 руб. за 1 кв.м в год, рассчитанное путем деления кадастровой стоимости земельного участка, равной 3588145,02 руб. на площадь земельного участка, указанную в п. 1.2.3. настоящего договора.
Удельный показатель кадастровой стоимости может быть изменен в результате проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которая проводится в порядке, установленном действующим законодательством РФ, не реже одного раза в 5 лет, и результаты которой доводятся до Арендатора через средства массовой информации (газета "Волжская коммуна") и размещаются Арендодателем на официальном сайте мэрии г.о. Толыпти (www.tgl.ru).
Ка - коэффициент категории арендатора, равный - 1;
Кв - коэффициент вида использования земельного участка: "Земельные участки под модульными павильонами, киосками", равный - 0,1652;
Кпр - коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования, равный -1
Коэффициент категории арендатора установлен постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
Коэффициент вида использования земельного участка и коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования утверждены решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти".
Коэффициент категории арендатора доводится до Арендатора путем опубликования в газете "Волжская коммуна". Коэффициент инфляции на соответствующий расчетный год, коэффициент вида использования земельного участка и коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования доводится до Арендатора путем опубликования в газете "Городские ведомости" и размещаются на официальном сайте мэрии г.о. Тольятти (www.tgl.ru)".
Исковые требования мотивированы тем, что истцу установлена инвалидность первой группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2007 от 15.03.2011 N 6102618, что, по мнению истца, является основанием для применения размера арендной платы для данной категории арендаторов.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности доводов истца относительно того, что арендная плата для арендатора, которому установлена 1 группа инвалидности, должна рассчитывается с учетом особенностей, установленных абзацем 4 подпункта "а" п. 3 Правил N 582. С учетом изложенного суд первой инстанции, не изменяя предложенной редакции пунктов 2.2, 2.3 договора, дополнил пункт 2.2 абзацем вторым следующего содержания: "При этом арендная плата рассчитывается с учетом особенностей, установленных абзацем 4 подпункта "а" п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 16.07.2008 N 582, а именно: арендная плата уплачивается по ставке 0,01% кадастровой стоимости земельного участка в год в отношении арендной платы, равной размеру налогового вычета, установленного налоговым законодательством для инвалидов 1 группы (подпункт 2 пункта 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ)".
Принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление Правительства РФ N 582) утверждены:
- Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила определения размера арендной платы).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, а также в силу действующих до 01.03.2015 положений пункта 3 статьи 65 ЗК РФ и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Следует также иметь в виду, что Законом о введении в действие ЗК РФ установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование:
1) земельными участками, право аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (пункт 2 статьи 3);
2) земельными участками, предоставленными членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в аренду в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3;
3) земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленными для жилищного строительства в соответствии с пунктом 15 статьи 3.
Поскольку содержащиеся в Законе о введении в действие ЗК РФ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и регулирующим соответствующие земельные отношения, который в установленном порядке не признан противоречащим действующему законодательству, в рассматриваемом случае - Методикой определения размера арендной платы, установленной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, а также в соответствии с решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти", постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Пунктом 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 определен следующий порядок размера арендной платы за единицу площади земельного участка в год по формуле А=Скад*Ка*Кв*Кпр*Ки, при этом Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. При определении размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, значение Скад определяется по состоянию на 1 января расчетного года.
Выводы суда апелляционной инстанции о необходимости применения к спорным правоотношениям нормативного акта субъекта Российской Федерации соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558, от 27.08.2015 N 309-ЭС14-7950, от 21.09.2015 N 303-КГ15-6224, от 05.10.2015 N 303-ЭС15-5991, в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, а также в Обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 7).
Принимая во внимание, что земельный участок предоставлен для оказания услуг розничной торговли, питания, истец осуществляет предпринимательскую деятельность, установив отсутствие в материалах дела доказательств отнесения истца к категории лиц, имеющих право при определении коэффициента арендатора на применение льготного коэффициента 0,01 от кадастровой стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции правомерно изложил пункт 2.2 договора в оспоренной истцом редакции.
Доводы кассационной жалобы об обратном противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А55-29754/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, а также в силу действующих до 01.03.2015 положений пункта 3 статьи 65 ЗК РФ и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
...
Следует также иметь в виду, что Законом о введении в действие ЗК РФ установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование:
...
Поскольку содержащиеся в Законе о введении в действие ЗК РФ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2015 г. N Ф06-1775/15 по делу N А55-29754/2014