г. Казань |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А55-3715/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Романовой В.Ю. (доверенность от 30.01.2015),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-3715/2015
по заявлению Министерства строительства Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, с участием в деле в качестве третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области, оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации от 12.12.2014 N 01/586/2014-145 и обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации договора от 07.10.2014 N 924 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0420004:681, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, улица Кольчугинская (рядом с домом N 5).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2015 заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит постановление отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Законность вышеуказанных судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" (далее - ООО "РСУ - Самара") Министерством строительства Самарской области был издан приказ от 18.08.2014 N 334-п "О предоставлении ООО "Ремонтно-Строительное Управление - Самара" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Куйбышевский район, улица Кольчугинская (рядом с домом N5), для строительства объекта производства строительной промышленности" (л.д.33-34). На основании данного приказа между Министерством строительства по Самарской области и ООО "РСУ - Самара" был заключен договор аренды от 07.10.2014 N 924 в отношении указанного земельного участка (л.д. 14-18).
30 октября 2014 года Министерство строительства Самарской области и ООО "РСУ - Самара" обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка (л.д. 83-84).
Сообщением от 12.12.2014 N 01/586/2014-145 Управление Росреестра по Самарской области отказало в регистрации договора, сославшись на абзацы 4, 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Заявитель, полагая, что оспариваемый отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что процедура предоставления спорного земельного участка, предусмотренная статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не нарушена, поскольку ООО "РСУ - Самара" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта до вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление от 09.11.2012 N 639), в связи с чем его положения не подлежат применению к спорным отношениям.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что к спорным правоотношениям подлежит применению Постановление от 09.11.2012 N 639, поскольку на момент вступления его в силу Министерством не был принят ненормативный акт об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Принимая во внимание, что была нарушена процедура предоставления спорного земельного участка, предусмотренная действующим законодательством, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Управление Росреестра по Самарской области правильно отказало в государственной регистрации договора аренды земельного участка на основании пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, в связи с чем отказал Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данная норма означает, что с момента вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, земельные участки не могут быть предоставлены в ином порядке, а установленные им ограничения должны учитываться уполномоченными органами при рассмотрении заявления заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен Постановлением от 09.11.2012 N 639. В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе объектов гостиничного хозяйства, автостоянок, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав. Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, учитывая специфику статей 30, 31 ЗК РФ, гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя о его предоставлении, а после принятия решения о предоставлении такого земельного участка на определенном праве.
Принимая во внимание, что на момент вступления в силу Постановления от 09.11.2012 N 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, публичное информирование произведено не было, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае ООО "РСУ - Самара" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения Постановлением от 09.11.2012 N 639 не были применены.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу N А55-26907/2014, от 21.08.2015 по делу N А55-25582/2014, от 22.10.2015 по делу N А55-894/2015.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу N А55-3715/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что на момент вступления в силу Постановления от 09.11.2012 N 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, публичное информирование произведено не было, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае ООО "РСУ - Самара" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения Постановлением от 09.11.2012 N 639 не были применены.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу N А55-33718/2012, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу N А55-26907/2014, от 21.08.2015 по делу N А55-25582/2014, от 22.10.2015 по делу N А55-894/2015."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 ноября 2015 г. N Ф06-2089/15 по делу N А55-3715/2015