г. Казань |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А55-30572/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,
при участии представителей:
истца - паспорт, свидетельство от 05.02.2013,
ответчика - Овчинниковой Г.Н. (доверенность от 01.07.2015 без номера), Подвигиной Л.Н. (доверенность от 09.11.2015 без номера), Бобряшова Н.В. (доверенность от 09.11.2015 без номера),
третьего лица - Гришиной Н.В. (доверенность от 12.01.2015 N 2-16/08-07),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ольхова Николая Александровича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.04.2015 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-30572/2014
по исковому заявлению Ольхова Николая Александровича, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, к муниципальному казенному учреждению "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, о взыскании субсидии, с участием третьего лица: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Самарская область, г. Самара, о взыскании 10 433 977,44 руб.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава КФХ Ольхов Николай Александрович (далее - истец) обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области (далее - ответчик), в котором просил взыскать с МКУ "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области" в его пользу субсидии в сумме 227 270 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов арбитражного дела, свои исковые требования индивидуальный предприниматель Глава КФХ Ольхов Николай Александрович обосновывает указанием на заключение между ним и Муниципальным казенным учреждением "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области Соглашения о предоставлении субсидии N 29 от 24.03.2014 (предметом которого являлось предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства) и ссылками на неисполненную обязанность ответчика по предоставлению истцу субсидии в сумме 227 270 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Законом Самарской области от 24.03.2009 N 41-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государ-ственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства" (в редакции Закона Самарской области от 16.12.2013 N 108-ГД) (далее - Закон) органам местного самоуправления муниципальных районов Самарской области было передано государственное полномочие "предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее -полномочие).
Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2013 года N 44 "О мерах, направленных па реализацию органами местного самоуправления на территории Самарской области отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства" утвержден Порядок расходования субвенций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных районов в Самарской области, возникающих при выполнении переданного им государственного полномочия Самарской области по сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2014 N 626 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 19.02.2013 N 44 "О мерах, направленных на реализацию переданных органам местного самоуправления на территории Самарской области отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства" внесены изменения в постановление Правительства Самарской области от 19.02.2013 N 44, Порядок расходования субвенций_. изложен в редакции согласно приложению к Постановлению от 09.10.2014 N 626.
Постановлением администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 03.04.2013 N 98, с учетом внесения изменений постановлением от 17.10.2014 N 280, утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка, с учетом внесенных изменений, установлено, что предоставление субсидий осуществляется муниципальным казённым учреждением "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области".
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в целях предоставления субсидий Управление осуществляет регистрацию заявлений о предоставлении субсидий порядке их поступления в специальном журнале..; рассмотрение документов, предусмотренных пунктами 11,12 настоящего Порядка; проверку соответствия производителя требованиям, установленным настоящим Порядком, в том числе посредством взаимодействия с органами исполнительной власти Самарской области; принятие решения о предоставлении получателю субсидии или отказе в ее предоставлении в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока представления документов, указанных в пунктах 11,12 настоящего Порядка.
Согласно пункту 14 Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании Соглашения путем перечисления суммы субсидии на счет, открытый получателем в российской кредитной организации.
Также из материалов дела усматривается, что 24.03.2014 между истцом (Получатель) и ответчиком (Управление) заключено Соглашение о предоставлении субсидии N 29, предметом которого являлось предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Раздел 2 Соглашения предусматривает обязательства сторон.
Согласно п. 2.1.1 Соглашения Управление предоставляет субсидию в сумме 5785 руб. путем перечисления на счет Получателя, открытый в российской кредитной организации.
Данная сумма субсидии 5785 руб. была получена истцом, что подтверждено материалами дела и сторонами не оспаривается.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что Управление выполнило принятые на себя в соответствии с указанным Соглашением N 29 от 24.03.2014 обязательства.
Как указывает истец, между сторонами имеется Соглашение N 29 от 24.03.2014 о предоставлении субсидии, истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии в размере 227 270 руб., однако ответчик отказал в выплате субсидии, данная субсидия выплачена ему не была, что и послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
В иске и в ходе судебного разбирательства истец указывал на отказ ответчика от 09.12.2014 в предоставлении субсидии на указанную сумму, который обоснован ссылками на пропуск срока подачи пакета документов.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции указал, что исходя из характера предъявленных требований, дело рассматривается арбитражным судом в порядке искового судопроизводства. Истец в порядке, предусмотренном Главой 24 АПК РФ не предъявляет какие-либо требования к МКУ "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области", в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, в том числе, требования о признании незаконным отказа в предоставлении ему субсидии в размере 227 270 руб.
Анализ вышеуказанных положений Закона Самарской области от 24.03.2009 N 41-ГД, Постановления Правительства Самарской области от 19.02.2013 N 44, Постановления Правительства Самарской области от 09.10.2014 N 626, Постановления Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 624 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2020 годы" и, в первую очередь, Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного Постановлением администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 03.04.2013 N 98, с учетом изменений, внесенных Постановлением от 17.10.2014. N280, позволяет сделать вывод о том, что вопрос о предоставлении соответствующему сельскохозяйственному производителю испрашиваемой им субсидии в определенном размере разрешается уполномоченным органом, в рассматриваемом деле - МКУ "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области" посредством издания соответствующего Распоряжения о предоставлении субсидии и только после заключения между "Управлением" и "Получателем субсидии" Соглашения "О предоставлении субсидии".
Получение такой субсидии носит заявительный характер.
Пункт 12 Порядка (в редакции постановления от 17.10.2014 N 280) предусматривает, что в целях получения субсидии производитель до 10 ноября текущего финансового года представляет в управление определенный перечень документов.
Нарушение срока, указанного в пункте 12, является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истцом не представлено письменных доказательств соблюдения срока представления перечня документов для получения субсидии.
Устное обращение к ответчику 29.10.2014 (до вступления в юридическую силу постановления от 17.10.2014 N 280), а в последующем сдача перечня документов 02.12.2014 не могут являться основанием для возникновения у истца права на получение субсидии.
Такое право могло возникнуть в случае надлежащего исполнения условий Порядка.
Издание самого постановления от 17.10.2014 N 280 не порождает право у истца автоматически на получение субсидии, а у ответчика обязанности по выплате такой субсидии.
Субсидия может быть выплачена при совершении определенных и последующих действий с соблюдением установленного порядка.
Именно нарушение сроков со стороны истца в представлении перечня документов и явилось основанием для отказа ответчиком в предоставлении субсидии.
В силу подразделов 1 и 2 раздела 3 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенное между "управлением" и "получателем субсидии" Соглашение "О предоставлении субсидии" возлагает на "Управление" при наличии определенных данным Соглашением условий и обстоятельств обязанность предоставить соответствующему "получателю субсидии" субсидию в определенном размере.
Судами по делу установлено, в связи с нарушением истцом сроков предоставления перечня документов для получения субсидии, ответчик не имел правовой возможности рассмотреть такие документы, а следовательно издать соответствующее Распоряжение о предоставлении Индивидуальному предпринимателю Глава КФХ Ольхову Николаю Александровичу субсидии в размере 227 270 руб. и заключить соответствующее Соглашение "О предоставлении субсидии" в размере 227 270 руб..
Следовательно, у ответчика в силу положений гражданского законодательства Российской Федерации и указанных выше нормативных правовых актов, а также в силу не совершения истцом определенных и последовательных действий, не возникло обязательство по предоставлению истцу субсидии в спорном размере.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика субсидии в сумме 227 270 руб.
Доводы жалобы о наличии заключенного между истцом и ответчиком Соглашения о предоставлении субсидии, со ссылками на Соглашение N 29 от 24.03.2014, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное Соглашение N 29 от 24.03.2014 регламентирует права и обязанности сторон Соглашения по предоставлению истцу субсидии на сумму 5785 руб..
Кроме того, материалы арбитражного дела не содержат доказательств своевременного обращения истца к ответчику за предоставлением субсидии.
Также материалами дела не подтверждается принятие ответчиком решения о предоставлении истцу субсидии на сумму 227 270 руб. Соглашения о предоставлении субсидии на сумму 227 270 руб. между истцом и ответчиком не заключалось, доказательств обратного в деле не имеется. Соответственно оснований для удовлетворения исковых требований истца и взыскания с ответчика в пользу истца субсидии в заявленном размере не имеется.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А55-30572/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализ вышеуказанных положений Закона Самарской области от 24.03.2009 N 41-ГД, Постановления Правительства Самарской области от 19.02.2013 N 44, Постановления Правительства Самарской области от 09.10.2014 N 626, Постановления Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 624 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2020 годы" и, в первую очередь, Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного Постановлением администрации муниципального района Алексеевский Самарской области от 03.04.2013 N 98, с учетом изменений, внесенных Постановлением от 17.10.2014. N280, позволяет сделать вывод о том, что вопрос о предоставлении соответствующему сельскохозяйственному производителю испрашиваемой им субсидии в определенном размере разрешается уполномоченным органом, в рассматриваемом деле - МКУ "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Алексеевский Самарской области" посредством издания соответствующего Распоряжения о предоставлении субсидии и только после заключения между "Управлением" и "Получателем субсидии" Соглашения "О предоставлении субсидии".
...
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истцом не представлено письменных доказательств соблюдения срока представления перечня документов для получения субсидии.
...
В силу подразделов 1 и 2 раздела 3 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенное между "управлением" и "получателем субсидии" Соглашение "О предоставлении субсидии" возлагает на "Управление" при наличии определенных данным Соглашением условий и обстоятельств обязанность предоставить соответствующему "получателю субсидии" субсидию в определенном размере."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 ноября 2015 г. N Ф06-2270/15 по делу N А55-30572/2014
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2270/15
09.09.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1493/15
09.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6584/15
02.04.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30572/14