г. Казань |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А06-7948/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "МЕГА", г. Астрахань, Астраханской таможни, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.05.2015 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 (председательствующий судья - Кузьмичев С.А., судьи Камерилова В.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-7948/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕГА", г. Астрахань (ОГРН 1083017001110, ИНН 3017055405) к Астраханской таможне, г. Астрахань (ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению от 01.07.2014 в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10311020/140711/0003354; об обязании устранить допущенное нарушение прав путем возврата суммы излишне уличенных таможенных платежей по данной ДТ в сумме 97 413,67 руб,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МЕГА" (далее - заявитель, ООО "МЕГА", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Астраханской таможни (далее - таможенный орган), выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению от 01.07.2014 в отношении товаров, оформленных по декларации на товары (далее - ДТ) N 10311020/140711/0003354, об обязании Астраханской таможни устранить допущенное нарушение прав путем возврата суммы излишне уплаченных таможенных платежей в размере 97 413,67 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 12.05.2015 требования ООО "МЕГА" удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Астраханской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10311020/140711/0003354, в возврате обществу таможенных платежей в сумме 97 413, 67 руб. было отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.05.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "МЕГА" и Астраханская таможня обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которых просят об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия считает жалобу общества подлежащей удовлетворению, кассационную жалобу Астраханской таможни необоснованной.
Как видно из материалов дела, 05.11.2009 между ООО "МЕГА" (Продавец) и компанией "BONAB RINE NUTS Export & Import Со.", (Исламская республика Иран) (Покупатель) заключен контракт N 643/02/09, по условиям пункта 1.1. которого Продавец обязуется поставить Покупателю товар, номинированный в приложениях к данному контракту, а Покупатель - принять товар и произвести расчет за него в порядке, установленном данным контрактом.
В соответствии с пунктами 1.2., 2.3. контракта общая сумма контракта составляет 2 600 000 долларов США, оплата товара осуществляется в согласованной сторонами части в виде встречных поставок товара согласно приложению N 2 не позднее 360 дней со дня вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, а в остальной части - денежными средствами в долларах США путем банковского перевода.
В счет оплаты за товар, отгруженный ООО "МЕГА" по внешнеторговому контракту от 05.11.2009 N 643/02/09 в адрес компании "BONAB RINE NUTS Export & Import Со.", от данного внешнеторгового партнера в адрес общества поступила партия товара согласно приложению от 25.07.2011 N 2 к контракту от 05.11.2009 N 643/02/09.
Обществом произведено таможенное оформление поставки товара - фисташки (орехи фисташковые) сырые, не очищенные от скорлупы, необжаренные, несоленые в полиропиленовых мешках по 50 кг нетто, общий вес нетто партии 24 000 кг, код ТН ВЭД ТС 0802500000, стоимость 1 559 714 руб. 64 коп. (55 200 долларов США), по ДТ N 10311020/140711/0003354, таможенная стоимость ввезенного товара определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости декларантом в таможенный орган представлены контракт от 05.11.2009 N 643/02/09, приложения N 1, N 2, приложение от 25.07.2011 N 2, паспорт сделки, инвойс, коносамент и иные документы, которые имелись у общества исходя из условий сделки в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Российской Федерации и решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, указанные в описи к ДТ N 10311020/ решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.05.2015 по делу N А06-7948/2014.
15.07.2011 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки оформленной обществом декларации на товар, которым ООО "МЕГА" в целях подтверждения (уточнения) сведений о таможенной стоимости предложено представить дополнительные документы: прайс-лист производителя, экспортную ДТ страны отправителя с отметками таможенных органов, банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товаров или по предыдущим поставкам идентичных товаров в адрес получателя декларируемой партии товаров.
Запрашиваемые документы заявителем не представлены.
Не согласившись с применением обществом метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, учитывая непредставление запрошенных документов, 15.07.2011 таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10311020/140711/0003354.
Указанным решением таможенная стоимость ввезенного товара определена в размере 4 157 412,48 руб., обществу доначислены таможенные платежи в сумме 97 413,67 руб.
01.07.2014 ООО "МЕГА" обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по ДТ N 10311020/140711/0003354 в размере 97 413,67 руб.
Письмом от 09.07.2014 Астраханская таможня сообщила обществу об оставлении его заявления от 14.07.2014 без рассмотрения, поскольку в нарушение статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ) к заявлению не приложен документ, подтверждающий факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, а именно документ, отменяющий принятую в процессе осуществления таможенных операций корректировку таможенной стоимости.
ООО "МЕГА", полагая, что бездействие Астраханской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей, является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды пришли к выводу о необоснованности корректировки Астраханской таможней таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10311020/140711/0003354, и отсутствии у таможенного органа оснований для оставления заявления ООО "МЕГА" без рассмотрения, однако суд отказал обществу в удовлетворении требований о возвращения излишне уплаченных таможенных платежей, в связи с пропуском заявителем срока исковой давности для обращения в суд с данным требованием, на основании чего удовлетворил заявленные требования декларанта лишь частично.
Судебные акты в удовлетворенной части коллегия находит обоснованными исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Частями 1, 2 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения, при соблюдении перечисленных в статье условий.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
Согласно части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Правовая позиция по сходным обстоятельствам содержится в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного Союза" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96).
Где указали, что при применении данной нормы судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации.
Вместе с тем при рассмотрении в суде спора, касающегося определения таможенной стоимости товара, таможенным органом могут быть представлены доказательства недостоверности указанной информации. Эти доказательства, как и доказательства, представленные декларантом, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536, и в Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно пункту 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 выявление таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе перечисленных в пункте 11 Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376, не является основанием для корректировки таможенной стоимости товара, а служит поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности таких сведений.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 отмечено, что непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Данная позиция подлежит применению в совокупности с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 N 13643/04, согласно которой обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота, а непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения установленного условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
Суды обоснованно указали, что заявителем в таможенный орган были представлены документы, предусмотренные Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
Таможенным органом не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом при таможенном оформлении документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки. Невозможность использования документов, представленных ООО "МЕГА" при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Довод таможенного органа о непредставлении ООО "МЕГА" документов, запрошенных Астраханской таможней в ходе документарной проверки обоснованности заявленной таможенной стоимости товара, суды обоснованно посчитали несостоятельным, так как истребованные документы отсутствовали у общества и оно не должно было их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Судами правомерно отклонена ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости, поскольку в рассматриваемом случае Астраханской таможней не подтверждена объективная невозможность получения или использования такой информации, в том числе из источников специальной таможенной статистики.
Также отмечено, что цена товара, поставленного по ДТ N 10311020/140711/0003354, указанная в приложении от 25.07.2011 N 2 к контракту от 05.11.2009 N 643/02/09, соответствует цене, указанной в инвойсе, представленном заявителем к таможенном оформлению. При этом идентифицирующие признаки товара, указанные в инвойсе, соответствуют таким признакам, содержащимся в приложении к контракту.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что контракт от 05.11.2009 N 643/02/09 сторонами исполнен.
Заключение ООО "МЕГА" с иностранным контрагентом бартерной сделки не влечет невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Данный вывод также согласуется с правовой позиций, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 11873/11.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу, что декларантом заявленная таможенная стоимость подтверждена документально с использованием количественно определенных и достоверных данных, а доказательств наличия предусмотренных статьей 5 Соглашения оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров. Таможенный орган не доказал в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости, в нарушение статьи 2 Соглашения не обосновал невозможность последовательного применения методов определения таможенной стоимости.
Оснований для корректировки таможенной стоимости у Астраханской таможни не имелось.
Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей нашел подтверждение в материалах дела, то суды пришли к правомерному выводу, что обжалуемые бездействия таможенного органа являются незаконными.
В связи с чем доводы кассационной жалобы таможенного органа необоснованные.
Что касается кассационной жалобы ООО "МЕГА" судебная коллегия считает доводы жалобы обоснованными исходя из следующего.
На основании статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно частям 1, 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Предусмотренный законом порядок заявителем соблюден, необходимые документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, предоставлены. Произведенные ООО "МЕГА" спорные платежи в размере 97 413,67 руб. в счет дополнительно начисленных таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости являются излишне уплаченными и согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат возврату в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей общество обратилось в течении срока установленного статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Доводы судов о том, что в части отказа в удовлетворении заявленных требований - требования не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия находит необоснованными.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В рамках настоящего дела заявлено требование о признании незаконными действия Астраханской таможни, выразившиеся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей и об устранении допущенного нарушения прав путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Действия по невозврату судом признаны незаконными.
Заявление о возврате подано в таможенный орган 01.07.2014.
Письмом от 09.07.2014 Астраханская таможня оставила заявление без рассмотрения и не возвратила таможенные платежи.
В суд общество обратилось 21.08.2014.
Поэтому заявитель связывает нарушение его прав и законных интересов с моментом, когда он узнал о нарушенном праве.
При таких обстоятельствах коллегия считает кассационную жалобу заявителя обоснованной и подлежащей удовлетворению. Судебные акты в данной части подлежащими отмене, а в остальной части оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу N А06-7948/2014 отменить в части отказа в удовлетворении требований о возврате обществу с ограниченной ответственностью "МЕГА" таможенных платежей в сумме 97 413, 67 руб.
В отмененной части заявленные требования удовлетворить.
Обязать Астраханскую таможню устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "МЕГА" путем возврата суммы излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10311020/140711/0003354 в сумме 97 413 руб. 67 коп.
В остальной части судебные акты оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Предусмотренный законом порядок заявителем соблюден, необходимые документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, предоставлены. Произведенные ООО "МЕГА" спорные платежи в размере 97 413,67 руб. в счет дополнительно начисленных таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости являются излишне уплаченными и согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат возврату в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей общество обратилось в течении срока установленного статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 ноября 2015 г. N Ф06-2155/15 по делу N А06-7948/2014
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-29737/18
07.12.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13428/17
02.10.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7948/14
14.02.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13676/16
07.09.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11978/16
06.06.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4710/16
16.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2155/15
23.07.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6469/15
12.05.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7948/14