г. Казань |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А49-2470/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
ответчика - Суворова А.В., по доверенности от 09.11.2015 N 1-15-1415, Семенова Д.В., по доверенности от 09.11.2015 N 1-15-1416,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.05.2015 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи: Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А49-2470/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (ИНН 5837046200, ОГРН 1115837000586), г. Пенза, к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, г. Пенза, об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (далее - ООО УК "Согласие", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление Госжилстройтехинспекции) от 18.02.2015 N ПР-38.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015, заявленное требование удовлетворено и на Управление Госжилстройтехинспекции возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Госжилстройтехинспекции обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Управление Госжилстройтехинспекции считает, что судами первой и апелляционной инстанций были неправильно применены нормы материального и процессуального права, не дана соответствующая оценка представленным доказательствам и обстоятельствам дела и, что судебные акты, противоречат судебной практике по данным категориям дел.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
ООО УК "Согласие" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1115837000586.
На основании обращения от 20.01.2015 сетевого издания "Информационное агентство "Пенза-пресс" о предоставлении информации, в частности, о правомерности включения в счета потребителей за декабрь 2013 года и за январь 2014 года платы за пробный пуск тепла, осуществленный в октябре 2012 года, Управлением Госжилстройтехинспекции проведена внеплановая документарная проверка общества.
По факту проверки Управлением Госжилстройтехинспекции составлен акт от 18.02.2015 N 93/1, в котором указано, что действия общества по доначислению платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.10.2012 по 16.10.2012 в платежном документе за декабрь 2014 года не соответствуют действующему законодательству и вынесено предписание N ПР-38 об обязании его, в срок до 30.04.2015, произвести собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Ворошилова снятие доначисленной платы в платежном документе за декабрь 2014 года за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.10.2012 по 16.10.2012.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое предписание недействительным.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации города Пензы от 15.10.2012 N 1260 начало отопительного периода 2012-2013 годов установлено с 16.10.2012.
Постановлением администрации города Пензы от 28.09.2012 N 1201 владельцам источников тепла, теплоснабжающим, жилищно-эксплуатационным предприятиям и организациям рекомендовано приступить к пробному пуску тепла с 01.10.2012.
С учетом этого, общество произвело начисление потребителям, в вышеуказанном многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по отоплению в период пробного пуска тепла с 01.10.2012 по 16.10.2012 в платежном документе за декабрь 2014 года по графе "Изменение стоимости, перерасчет услуг".
Управление Госжилстройтехинспекции, в оспариваемом предписании, признала данное начисление нарушением пунктов 5, 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Удовлетворяя заявленные обществом требования суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законодательством и иными нормативными актами не предусмотрено, что плата за отопление взимается с потребителей только за период отопительного сезона. Взыскание коммунальных платежей (платы за отопление) допускается за пределами отопительного периода в случае фактической подачи потребителю коммунального ресурса.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных частью 2 статьи 157 ЖК РФ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах на основании платежных документов, выставляемых, в частности, управляющими организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 отопление является одним из видов коммунальных услуг и представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к эти Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Пунктом 42.1 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади помещения и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом судами не учтено следующее.
Согласно пункту 5 Правил N 354 в случае, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутренние инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный сезон в сроки, установленные уполномоченным органом.
Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учёта тепловой энергии (теплоносителя).
Согласно вышеприведенных правовых норм потребители обязаны провести совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией испытания своих тепловых сетей на расчетную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь и наличие потенциала блуждающих токов, выполнить опрессовку на прочность и плотность водяных систем теплопотребления и т.д.
В соответствии с пунктом 5.2.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, начало и продолжительность пробных топок должны быть определены теплоснабжающей организацией, согласованы с органом местного самоуправления и доведены до сведения потребителей не позднее, чем за трое суток до начала пробной топки.
Нарушение установленной процедуры нарушает права потребителей коммунальной услуги, поскольку влечет невозможность контроля со стороны органов местного самоуправления и потребителей за объемом тепловой энергии, поставленной вне рамок отопительного периода, а так же обоснованностью продолжительности проведения пробных топок.
В данном случае продавец, - теплоснабжающая организация, самостоятельно определяет количество тепловой энергии, поставляемое потребителю вне рамок отопительного периода в связи с проведением пробных топок.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций, без исследования вопроса о правомерности проведения пробного пуска системы отопления, сделан ошибочный вывод об обязанности потребителя оплатить потребленную в ходе проведения пробных топок тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 5.2.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пробный пуск и наладочные работы включаются в План (график) текущего и капитального ремонта ресурсоснабжающей организации.
Следовательно, по утверждению административного органа, затраты теплоснабжающей организации на проведение пробного пуска относятся к затратам на осуществление текущего (капитального) ремонта.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, расходы на ремонт основных средств включаются в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.
Учитывая изложенное, расходы теплоснабжающей организации, связанные с проведением пробных топок, подлежат учету в тарифе указанной организации.
С учетом приведенных норм права заслуживают внимания доводы административного органа о том, что обществом необоснованно проведено доначисление платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.10.2012 по 16.10.2012.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы, арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статья 287 АПК РФ).
Поскольку судебные акты, приняты по настоящему делу при неполно исследованных обстоятельствах, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, решение и постановление надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, оценить в совокупности все доказательства по делу в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, устранить имеющиеся противоречия и с учетом единообразия в толковании и применении судами норм права принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу N А49-2470/2015 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
...
В соответствии с пунктом 5.2.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пробный пуск и наладочные работы включаются в План (график) текущего и капитального ремонта ресурсоснабжающей организации.
...
В соответствии с подпунктом 5 пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, расходы на ремонт основных средств включаются в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 ноября 2015 г. N Ф06-2798/15 по делу N А49-2470/2015
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2015 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2470/15
17.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2798/15
05.08.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9281/15
19.05.2015 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-2470/15