г. Казань |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А55-26691/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
истца - Пересыпкина В.В.(доверенность от 02.12.2014 N 63 АА 2778526),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2015 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Буртасова О.И., Туркин К.К.)
по делу N А55-26691/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ИНН 6312101799, ОГРН 1116312008340) к товариществу собственников жилья "Алабинское" (ИНН 635909672, ОГРН 1036300464474) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников жилья "Алабинское" (далее - ТСЖ "Алабинское", ответчик) о взыскании задолженности за период с марта по июнь 2014 года в размере 43 298,29 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение судами предыдущих инстанций обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование заявленной кассационной жалобы заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, представленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Из названных норм права следует, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод, индивидуального и общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложений показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Поскольку, по мнению заявителя жалобы, общедомовые приборы учета холодной воды учитывают весь объем поступившей в МКД холодной воды, поступившей для целей оказания коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды, объем которой в настоящее время не может учитываться при определении объема водоотведения, следовательно, показания общедомовых приборов учета не подлежат применению при определении объема водоотведения.
Исследовав материалы дела, заслушав позицию явившегося в судебное заседание представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и пояснений, коллегия находит, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между муниципальным предприятием города Самары "Самараводоканал" (далее - предприятие ВКХ) и ответчиком (абонент) оформлен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 18.01.2005 N 17/05, предметом которого является отпуск предприятием ВКХ питьевой воды абоненту и прием сточных вод в систему канализации.
Пунктом 1 соглашения от 01.07.2012 о замене стороны в договоре установлено, что ООО "СКС" (далее - предприятие ВКХ) становится стороной по договору, принимает все права и обязанности муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" по договору, за исключением прав (требований) по оплате обязательств, возникших на основании договора до 01.07.2012.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком принятых на себя по указанному договору обязательств по оплате отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод в период с марта по июнь 2014 года (спорный период), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчик указал, что является исполнителем коммунальных услуг в отношении жилого дома по ул. Ленинская, 141. В данном доме установлена закрытая система теплоснабжения, отбор горячей воды из нее не производится. Горячее водоснабжение в доме осуществляется путем подогрева (через бойлер) холодной воды. Поскольку дом оборудован общедомовым прибором учета поставленной холодной воды, а прибор учета сточных вод отсутствует, то объем отведенных сточных вод должен приниматься равным объему водопотребления. При этом ответчик указал на то, что в связи с отсутствием прибора учета сточных вод с ноября 2013 года истец стал предъявлять к оплате объемы, определенные расчетным путем, и превышающие объем поставленной холодной воды. В спорный период услуги за водоснабжение и канализацию по договору N 17/05 от 18.01.2005 ответчик оплатил в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N 61 от 08.05.2014, N 91 от 20.06.2014, N 93 от 20.06.2014, N 103 от 16.07.2014.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды предыдущих инстанций, руководствуясь положениями статей 539, 544, 547, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 13, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), пунктами 22, 23, 26 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04.09.2013 (далее - Правила N 776), пунктами 82, 83 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N 644), подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124), сделали вывод о том, что объем коммунального ресурса в виде холодного водоснабжения, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг в адрес ресурсоснабжающей организации, определяется при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором по показаниям такого прибора, а в случае не оборудования коллективным прибором по указанной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124 формуле, а в части водоотведения - исходя из суммарного объема потребленной холодной и горячей воды.
Также суды указали, что поскольку многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении ответчика, оборудован общедомовым прибором учета водоснабжения, и в данном доме отсутствует горячее водоснабжение, абонент (ответчик) обязан оплатить поставленные ему ресурсоснабжающей организацией (истцом) коммунальные услуги, объем которых определяется на границе эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с действующим законодательством: в части водоснабжения - по показаниям общедомового прибора учета, в части водоотведения - в объеме, равном объему водопотребления.
В этой связи суды посчитали, что поскольку обязательства ответчика по оплате истцу поставленных в спорный период коммунальных ресурсов прекращены надлежащим исполнением, а истец не представил доказательств, свидетельствующих о наличии задолженности (то есть доказательств оказания услуг по договору на сумму большую, чем оплачено ответчиком), то правовых оснований для взыскания задолженности за период с марта по июнь 2014 года в размере 43 298,29 руб. не имеется.
Доводы истца о том, что при отсутствии прибора учета сточных вод объем сточных вод должен быть определен расчетным способом, то есть в данном случае по 1 группе из нормы водоотведения на 1 человека в месяц (11,5 куб.м), суды отклонили как несостоятельные, не соответствующие нормам права, регулирующим оплату коммунальных услуг.
Между тем судами не учтено следующее.
Из пояснений сторон следует, что жилой дом, находящийся в управлении ответчика, не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод. Фактически разногласия у сторон возникли по поводу порядка определения объема отпущенных и принятых сточных вод от собственников жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу за исключением отдельных положений с 07.03.2012.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пункт 21 Правил N 124 устанавливает формулу расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
В предшествующей редакции пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта 4 Правил N 354 постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Кроме того, с 27.04.2013 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац второй, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН.
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен, коммунальная услуга - водоотведение на ОДН не предусмотрена, плата за водоотведение на ОДН не может быть предъявлена ответчику и гражданам.
В рассматриваемом случае между сторонами фактически возник спор по определению объема услуги водоотведения, поскольку, как отмечалось выше, в обслуживаемом ответчиком жилом доме отсутствуют общедомовые приборы учета на водоотведение, а имеются общедомовые приборы на водоснабжение, показания которых приняты как объем оказанных услуг по водоотведению.
В части возможности использования показаний общедомовых приборов учета холодной и горячей воды для определения объема водоотведения Правила N 124 и N 354 каких-либо исключений не содержат.
Таким образом, выводы судов о недоказанности истцом размера долга без проверки его соответствия Правилам N 354 и N 124 преждевременны.
Поскольку суды не учли императивные нормы, устанавливающие порядок определения объема коммунальной услуги, в данном случае водоотведения, признали правильным расчет ответчика, определившим объем водоотведения равным объему водопотребления (по общедомовым приборам учета), без учета указанных выше Правил N 354 и N 124, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные нарушения, предложить сторонам представить расчет объема водоотведения в спорный период в соответствии с требованиями Правил N 354 и N 124, проверить правильность этого расчета и обоснованность размера заявленных требований, с учетом установленного разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А55-26691/2014 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
А.А. Хайбулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу за исключением отдельных положений с 07.03.2012.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
...
С 01.06.2013 из указанного пункта 4 Правил N 354 постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 ноября 2015 г. N Ф06-1043/15 по делу N А55-26691/2014
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-26691/14
17.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1043/15
11.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5770/15
23.03.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-26691/14