г. Казань |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А57-3523/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - извещено надлежащим образом,
общества с ограниченной ответственностью "Виза-Спецсервис" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.04.2015 (судья Топоров А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.)
по делу N N А57-3523/2015
по заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОГРН 1026402664903, ИНН 6452006471)
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, общество с ограниченной ответственностью "Виза-Спецсервис" (ОГРН 1026402658270, ИНН 6452074841) о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - университет) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 18.12.2014 по делу N 356-14/гз о признании жалобы обоснованной и предписания от 18.12.2014 об устранении допущенных нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Виза-Спецсервис" (далее - общество "Виза-Спецсервис").
Решением Арбитражного суда Саратовской области суда от 27.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
На официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru университетом размещено извещение N 0360100030514000709 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации и речевого оповещения пожаротушения и дымоудаления на объектах для университета. Начальная (максимальная) цена контракта 960 000 рублей.
Общество "Виза-Спецсервис" обратилось в антимонопольный орган, указывая на то, что документация об аукционе разработана заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), а именно, в пункте 11 Информационной карты документации об аукционе в видах лицензионных работ среди прочих указан пункт "монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ", хотя в перечне оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, отсутствуют системы или элементы противопожарного водоснабжения, а указаны только системы или их элементы пожаротушения, охранно-пожарной сигнализации, дымоудаления и противодымной вентиляции, оповещения и эвакуации при пожаре.
По результатам рассмотрения жалобы названного лица антимонопольный орган решением от 18.12.2014 по делу N 356-14/гз признал университет нарушившим требования части 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и выдал предписание об устранении нарушений.
Заявитель не согласился с принятыми антимонопольным органом актами и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Пунктом 2 статьи 24 Закона о контрактной системе к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отнесен и аукцион в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
По мнению управления, заказчик установил завышенные требования участникам аукциона в пункте 11 Информационной карты документации об аукционе в видах лицензионных работ.
Признавая незаконным доводы антимонопольного органа, суды пришли к правильному выводу о том, что Технической частью документации об аукционе предусмотрено проведение технического (сервисного) обслуживания комплексных систем охранно-пожарной сигнализации, речевого оповещения людей при пожаре, систем пожаротушения и дымоудаления, производство ремонтных, внерегламентных и планово-предупредительных работ на объектах университета. Данным техническим заданием предусмотрено выполнение технического обслуживания, ремонтно-восстановительных и внерегламентных работ, в связи с этим участник размещения заказа должен иметь лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на монтаж и техническое обслуживание систем пожаротушения, дымоудаления, охранно-пожарной сигнализации, речевого оповещения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяет Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, приведен в Приложении к Положению. Деятельность в сфере монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожаротушения и их элементов в нём поименована. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункту 2 Положения).
Поэтому включение в аукционную документацию требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, не нарушает положения части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в учебном корпусе N 6 (вторая очередь) смонтирована интегрированная система безопасности, которая включает в себя: пожарную сигнализацию, систему оповещения о пожаре, систему дымоудаления, систему автоматического пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода, а также ряд исполнительных систем, которые частично или полностью входят в единую систему обеспечения пожарной безопасности. Одной из таких систем является система противопожарного водопровода, действие которой регламентировано Сводом правил СП10.13130.2009. В систему противопожарного водопровода согласно раздела проектной документации "Спецификация оборудования, изделий и материалов (шифр 47-08-ВК.С) входят: шкаф управления (пункт 21 Технического задания) и прибор управления (пункт 22 Технического задания), состоящий из электрифицированной задвижки с электромагнитным пускателем и кнопками дистанционного управления многонасосной установки. В соответствии с частью 3 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" внутренний противопожарный водопровод является источником противопожарного водоснабжения. Таким образом, в техническом задании документации к электронному аукциону N 0360100030514000709 в перечне оборудования, подлежащего обслуживанию, имеются элементы противопожарного водоснабжения, для обслуживания которых необходима лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования). Включение в конкурсную документацию условия, которое в итоге привело к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих (в силу своей специфики) очевидным потребностям заказчика, не является нарушением положений Закона.
Ввиду изложенного выводы судов об отсутствии со стороны заявителя нарушений Закона о контрактной системе следует признать обоснованными.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А57-3523/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, приведен в Приложении к Положению. Деятельность в сфере монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожаротушения и их элементов в нём поименована. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункту 2 Положения).
Поэтому включение в аукционную документацию требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, не нарушает положения части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
...
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования). Включение в конкурсную документацию условия, которое в итоге привело к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих (в силу своей специфики) очевидным потребностям заказчика, не является нарушением положений Закона.
Ввиду изложенного выводы судов об отсутствии со стороны заявителя нарушений Закона о контрактной системе следует признать обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 ноября 2015 г. N Ф06-2771/15 по делу N А57-3523/2015