г. Казань |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А55-25493/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Кириенко Е.В.(доверенность от 25.11.2013 N 02-269/6419),
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Холодная С.Т., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-25493/2014
по заявлению администрации городского округа Сызрань Самарской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Адгезия - Завод изоляционных материалов" (ОГРН 1086325001927, ИНН 6325048013), Министерства управления финансами Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) о понуждении снять с государственного кадастрового учета земельные участки: площадью 8 000 кв.м с кадастровым номером 63:08:0103018:8, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: производственная база, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Комарова, д. 5; площадью 25 000 кв.м с кадастровым номером 63:08:0103018:9, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: инженерные сети, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Комарова, д. 5; площадью 14 100 кв.м с кадастровым номером 63:08:0103018:7, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: земли общего пользования, местоположение: Самарская область, г. Сызрань.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, для проведения судебного заседания с применением видеоконференц-связи.
Судебная коллегия, рассмотрев заявленное ходатайство в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым отказать в его удовлетворении, ввиду необоснованности, поскольку обстоятельства, указанные в данном ходатайстве не препятствуют рассмотрению кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 17.11.2015 был объявлен перерыв до 13 часов 40 минут 24.11.2015.
После перерыва судебное заседание продолжено 24.11.2015 в 13 часов 40 минут в том же составе.
Представитель администрации, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением администрации от 03.06.1992 N 310 производственному управлению водопроводно-канализационного хозяйства в бессрочное пользование предоставлены земельные участки площадью 0,8 га для производственной базы и площадью 25 га для инженерных сетей, расположенные по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Комарова, д. 5, о чем выданы свидетельства о праве собственности на землю от 13.11.1992 N 10150 и от 13.11.1992 N 10151.
Постановлением администрации от 07.06.1993 N 572 муниципальному производственному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 1,41 га для образцовского водозабора, о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю от 21.10.1993 N 10545.
Данные земельные участки 26.01.2006 были поставлены на государственные кадастровый учет: земельному участку площадью 8 000 кв. м присвоен кадастровый номер 63:08:0103018:8, земельному участку площадью 25 000 кв. м присвоен кадастровый номер 63:08:0103018:9, земельному участку площадью 14 100 кв. м присвоен кадастровый номер 63:08:0103018:7.
Муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационное хозяйство г.Сызрани ликвидировано, о чем 29.03.2010 в Едином государственном реестре юридических лиц сделана запись регистрации.
Постановлением администрации от 25.11.2011 N 3322 прекращено право постоянного бессрочного пользование в отношении спорных земельных участков, свидетельства о праве собственности на землю от 13.11.1992 N 10150, от 13.11.1992 N 10151, от 21.10.1993 N 10545 признаны утратившими силу.
Администрация, указывая, что права на спорные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы, сведения о данных земельных участках, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не подтверждают существования объектов в качестве индивидуально-определенной вещи, как того требует часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственном кадастре недвижимости отсутствуют их уникальные характеристики, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", учитывая, что земельные участки не используются и снятие их с кадастрового учета не приведет к нарушению прав и законных интересов других лиц, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что спорные земельные участки являются ранее учтенными, кадастровых действий по их преобразованию не осуществлялось, руководствуясь частью 2 статьи 25 Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пришли к выводу об отсутствии оснований для снятия данных земельных участков с кадастрового учета.
Кроме того, суды указали, что постановлением администрации от 25.11.2011 N 3322, которым прекращено право постоянного бессрочного пользования на спорные земельные участки, не соответствует статьям 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия указанного ненормативного акта.
При этом само по себе нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о спорных земельных участков из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
Между тем, администрация в обоснование своих требований ссылалась, в том числе на незаконность постановки спорных земельных участков на кадастровый учет.
Как указано выше земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:0103018:8, 63:08:0103018:9, 63:08:0103018:7 поставлены на кадастровый учет в 2006 году, в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.
Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков был регламентирован статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Однако судами не дано оценки доводам администрации о том, что при постановки спорных земельных участков на кадастровый учет был нарушен порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, предусмотренный Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанции, не принята во внимание судебная практика, согласно которой, отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
Так в силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых выписок следует, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет 26.01.2006.
Названные земельные участки имеют статус "ранее учтенные объекты недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Системный анализ положений статей 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" применяемых во взаимосвязи со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет до принятия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем не имеют статуса "временный" и не могут быть сняты с кадастрового учета по заявлению правообладателя.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенные права и интересы, связанные с образованием земельного участка, подлежат восстановлению исключительно в судебном порядке, и именно судебное решение является основанием для совершения действий по исключению из кадастра сведений о земельном участке.
Данная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 12.11.2015 по делу N А55-27173/2014, от 12.11.2015 по делу N А55-29282/2014, от 23.11.2015 по делу N А55-23456/2014, от 16.06.2015 по делу N А65-17906/2014, от 11.06.2015 NА55-17496/2014.
Таким образом, выводы судов о том, что требования администрации не подлежат удовлетворению, являются преждевременными, поскольку сделаны без установления всех обстоятельств, имеющих существенное значения при рассмотрении настоящего дела и без применения указанных норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 подлежат отмене.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-25493/2014 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 по делу N А55-25493/2014 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенные права и интересы, связанные с образованием земельного участка, подлежат восстановлению исключительно в судебном порядке, и именно судебное решение является основанием для совершения действий по исключению из кадастра сведений о земельном участке.
Данная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 12.11.2015 по делу N А55-27173/2014, от 12.11.2015 по делу N А55-29282/2014, от 23.11.2015 по делу N А55-23456/2014, от 16.06.2015 по делу N А65-17906/2014, от 11.06.2015 NА55-17496/2014.
Таким образом, выводы судов о том, что требования администрации не подлежат удовлетворению, являются преждевременными, поскольку сделаны без установления всех обстоятельств, имеющих существенное значения при рассмотрении настоящего дела и без применения указанных норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 ноября 2015 г. N Ф06-2282/15 по делу N А55-25493/2014