г. Казань |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А65-7091/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
Федерального Казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" - Хрыченковой Е.Н. (доверенность от 08.04.2015 N 352/54), Абдуллиной О.А. (доверенность от 19.01.2015 N 352/46)
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан - Егорчатова А.Ю. (доверенность от 21.07.2015 N 2.2-0-13/06106),
в отсутствие:
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2015 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-7091/2015
по заявлению Федерального Казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Республика Татарстан, Зеленодольский район, пгт. Нижние Вязовые, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, при участии третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 23.12.2014 N 15001,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное Казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - заявитель, учреждение, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 23.12.2014 N 15001.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2015 заявление удовлетворено, признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Татарстан от 23.12.2014 N 15001, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2015 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты полностью и принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель учреждения в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьего лица.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей инспекции и учреждения, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан 03.09.2014 предоставило в Межрайонную ИФНС России N 8 по РТ уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2012 год об уменьшении налога на прибыль. В уточненной декларации уменьшены доходы, полученные от реализации товаров (оказания услуг, выполнения работ), произведенных (оказанных) осужденными в рамках исполнения государственной функции по привлечению осужденных к оплачиваемому труду.
Инспекция, не согласившись с уточненной декларацией, провела камеральную проверку, по результатам которой составлен акт от 27.10.2014 N 22817, вынесено решение от 23.12.2014 N 15001 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 430 012,60 руб., начислены пени в размере 46 136,87 руб. за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на прибыль организаций, доначислен налог на прибыль в размере 2 150 063 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль послужили выводы ответчика о неправомерном исключении заявителем из налоговой базы по налогу на прибыль доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных осужденными в рамках привлечения их к оплачиваемому труду в период отбывания наказания.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 24.02.2015 N 2.14-0-18/004493@, оспариваемый ненормативный акт налогового органа оставлен без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу, что спорные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках такой государственной функции, как привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явился вывод налогового органа о необоснованном исключении учреждением из состава доходов, подлежащих налогообложению, доходы, полученные от продажи товаров (работ, услуг), произведенных (оказанных) осужденными, привлеченными к труду, что привело к занижению доходов от реализации.
В силу положений статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Данная правовая норма действует с 01.01.2011.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 19 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для отражения на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, и казенных учреждений операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа "Доходы от приносящей доходы деятельности".
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (действовавшим в период с 01.01.2011 по 01.01.2012) в качестве доходов федерального бюджета предусмотрены доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду: доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг); доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части прочих поступлений); доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации основных средств); доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации нематериальных активов); доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации материальных запасов).
В силу пункта 2 Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2010 N 73н (далее - Порядок N 73н), средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в федеральный бюджет средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной данному поступлению, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом учреждению, исполняющему наказания, дополнительный источник бюджетного финансирования (пункт 7 Порядка N 73н).
Согласно пункту 8 Порядка N 73н операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании Расходных расписаний. А лимиты бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенные до казенного учреждения не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Кроме того, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ (действующего с 01.01.2011) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Следовательно, как верно указали суды, данная норма применяется только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, а также к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Согласно статье 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 на Федеральную службу исполнения наказаний возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Таким образом, привлечение осужденных к оплачиваемому труду является одной из государственных функций.
Довод налогового органа о том что, реализация товаров и услуг учреждением не может рассматриваться в качестве государственной функции, так как сам по себе факт использования труда осужденных при производстве товаров, работ, услуг, реализуемых учреждением, не означает что полученные от реализации таких товаров, работ услуг доходы следует квалифицировать в качестве средств, полученных непосредственно от исполнения государственной функции, в данном случае учреждением заключается не государственный контракт, а гражданско-правовой договор судебная коллегия считает несостоятельным.
Как установлено судами, в пункте 1.1. Устава Учреждения установлено, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, что следует из пункта 1.6. Устава. Согласно пункту 1.10 Устава ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт получения учреждением дохода от привлечения осужденных к труду отражен налоговым органом в акте проверки. Данный факт подтверждается также самим заявителем.
Согласно пункту 10 статьи 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка N 73н средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Приведенные нормативные акты трактуют рассматриваемые доходы как доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, а не как выручку от реализации продукции.
Кроме того, заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, производится от имени Российской Федерации. Что прямо предусмотрено пунктом 5.10. Устав учреждения.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что указанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках такой государственной функции, как привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
С учетом вышеизложенного суды пришли к обоснованному выводу, что решение инспекции от 23.12.2014 N 15001 подлежат признанию недействительным, как несоответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя, что влечет удовлетворение требований учреждения.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 по делу N А65-7091/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 Порядка N 73н средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Приведенные нормативные акты трактуют рассматриваемые доходы как доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, а не как выручку от реализации продукции.
Кроме того, заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, производится от имени Российской Федерации. Что прямо предусмотрено пунктом 5.10. Устав учреждения.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что указанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках такой государственной функции, как привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 ноября 2015 г. N Ф06-2126/15 по делу N А65-7091/2015