г. Казань |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А65-9285/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2015 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А65-9285/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АПМК-Билдинг" (ИНН: 1644031360, ОГРН: 1041608006550) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 20.01.2015 N 4214, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АПМК-Билдинг" (далее - ООО "АПМК-Билдинг", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.01.2015 N 4214.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:45:040104:517 расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Базова, д.9.
ООО "АПМК-Билдинг", в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, с исчислением налога в размере 415 919 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 (далее - постановление от 31.12.2008 N 951).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 26.11.2014 N 26296, принято оспариваемое решение от 20.01.2015 N 4214 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, с доначислением земельного налога за 2011 год в сумме 203 551 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 09.02.2015 N 2.14-0-18/003065@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы, и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Судами установлено, что результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102), которое опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Согласно пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
С учетом положений статьи 5 НК РФ, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной вышеназванным постановлением, инспекцией произведено неправомерно.
Суды сделали правильный вывод о том, что применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 (далее - постановление от 24.12.2010 N 1102), при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.07.2013 N 17-П и в определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Следовательно, постановление от 24.12.2010 N 1102, опубликованное 02.02.2011, и кадастровая стоимость земельных участков, установленная им, для целей налогообложения может применяться не ранее, чем с 01.01.2012.
Таким образом, применение налоговым органом в решении кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением от 24.12.2010 N 1102, опубликованном 02.02.2011, означает фактически придание нормативному акту, ухудшающему положение налогоплательщика, обратной силы, что недопустимо и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с постановлением от 31.12.2008 N 951 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:45:040104:517, установлена в сумме 27 727 940 руб., что подтверждается сведениями кадастровой службы.
Следовательно, согласно статье 5 НК РФ, при расчете земельного налога за 2011 год подлежат применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, поскольку постановление от 24.12.2010 N 1102 опубликованное после 01.01.2012 содержит результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением от 24.12.2010 N 1102, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, следовательно, ухудшают положение налогоплательщика.
Суд первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что, налогоплательщик правомерно при расчете земельного налога за 2011 год применил кадастровую стоимость земельных участков, утвержденных постановлением от 31.12.2008 N 951.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судами удовлетворены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по делу N А65-9285/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По мнению налогового органа, общество должно было рассчитывать земельный налог за 2011 г. по кадастровой стоимости земельного участка, установленной не постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, а постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с мнением налогового органа.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Следовательно, постановление от 24.12.2010 N 1102, опубликованное 02.02.2011, и кадастровая стоимость земельных участков, установленная им, для целей налогообложения может применяться не ранее, чем с 01.01.2012.
Суд сделал вывод о том, что применение налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2015 г. N Ф06-2553/15 по делу N А65-9285/2015