г. Казань |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А65-3519/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Шилова Г.Ю., доверенность от 21.01.2013 (Директор), решение от 21.01.2013 N 1/2013, Москаленко О.О., доверенность от 10.08.2015,
ответчика - Ботайкина С.В., доверенность от 12.01.2015 N 03-14/104,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу рассмотрев вопрос о принятии к производству кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Белая Дача Алабуга"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2015 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А65-3519/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белая Дача Алабуга" (ОГРН 1101674000427, ИНН 1646027048) к Татарстанской таможне Федеральной Таможенной службы Приволжского таможенного управления о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Белая Дача Алабуга" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Федеральной таможенной службе Приволжского таможенного управления Татарстанской таможни (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2015 N 10404000-1025/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015, изменено постановление Федеральной Таможенной службы Приволжского таможенного управления Татарстанской таможни, г. Казань от 22.01.2015 N 10404000-1025/2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Белая Дача Алабуга" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в части назначения наказания, назначенная санкция в виде штрафа в размере 100 000 руб. заменена на административный штраф в размере 50 000 руб.
ООО "Белая дача Алабуга", не согласившись с принятыми судебными актами и, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление Татарстанской таможни о привлечении ООО "Белая Дача Алабуга" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением по делу об административном правонарушении от 22.01.2013 N 10404000-1025/2014 заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст.16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение, выразившееся в заявлении обществом в декларации о товарах недостоверных сведений о товаре (стране происхождения).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Судами приняты вышеуказанные судебные акты.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
На основании статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. В качестве декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 61 ТК ТС Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. При этом если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
На основании статьи 62 ТК ТС, при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Согласно подпунктам 5, 8, 9, 11 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в том числе следующие сведения о товарах - наименование страны происхождения, сведения о соблюдении ограничений, сведения о производителе товаров, сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС.
Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, согласно которому Марокко относится к странам-пользователям системой преференций.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 ТК ТС.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров", правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между сторонами.
Соглашением от 12.12.2008 между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации приняты Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила).
В соответствии с разделом VII Правил "Документальное свидетельство" в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2).
Следовательно, Сертификат о происхождении товара формы "А" должен заполняться в соответствии с требованиями установленными приложением N 2 к Правилам.
В соответствии с разделом VIII Правил "Административное сотрудничество" одним из оснований признания Сертификата о происхождении товара формы "А" недействительным является выявление, по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, факта выдачи сертификата в нарушение требований, установленных Правилами.
Судами первой и апелляционной инстанций по материалам административного дела установлено, что таможенным органом при проведении административного расследования выявлено представление декларантом при декларировании товара, сертификата о происхождении товара по форме "А" от 01.10.2014 N А 0507372, который в нарушение требований к оформлению сертификатов о происхождении товара по форме "А", утвержденных Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008.
Так, в графе 8 не содержит сведений о критерии происхождения товара; в графе 11 оттиск печати органа уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров до таможенных органов декларантом не доводился; дата заполнения сертификата поставщиком 21.10.2014 (графа 12) позже, чем дата удостоверения уполномоченным органом сведений, заявленных в сертификате, 01.10.2014 (графа 11).
Таким образом, сертификат о происхождении товара по форме "А" от 01.10.2014 N А 0507372 не соответствует приведенным нормам, в связи с чем не мог быть принят в подтверждение страны происхождения товара Королевства Марокко, поэтому Елабужским таможенным постом было принято решение о не подтверждении заявленных декларантом сведений о стране происхождения товаров, формализованное на бланке решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 07.11.2014 N 10404090/17-01-12/9.
Кроме того, из акта таможенного досмотра N 10404090/071114/000173, проведенного в рамках фактического контроля Елабужским таможенным постом, следует, что на всех грузовых местах закреплены однотипные бумажные бирки с указанием наименования продукции "Томаты", наименование и адрес поставщика "Испания", наименование и адрес изготовителя "Испания", страны происхождения продукции "МАРОККО".
Следовательно, сертификат о происхождении товара по форме "А" не подтверждает страну происхождения товара Марокко.
Таможенным органом при проведении расследования у декларанта ООО "Белая Дача Алабуга" запрошены документы, подтверждающие передвижение товара с территории Марокко до Испании и с территории Испании до России.
Рассмотрены товаросопроводительные документы, представленные при таможенном декларировании в Елабужский таможенный пост.
К таможенному декларированию были представлены международные товарно- транспортные накладные CMR N 000017 (отправка из Марокко), CMR N LB 027751 (отправка из Испании), CMR N LB 028178 (отправка из Литвы). На CMR N 000017 отсутствуют штампы, подтверждающие факт прибытия товара в Испанию, на CMR N LB 027751 отсутствуют штампы, подтверждающие факт прибытия товара в Литву.
Кроме того, дополнительно представлены коносамент N 3 от 21.10.2014, инвойс N 20850 от 20.10.2014.
Исходя из сведений, отраженных в CMR, доставка товара производилась двумя перевозчиками, на территории Испании был произведен перегруз товара на другое транспортное средство. На документах, подтверждающих перегруз товара на другое транспортное средство, не имелось отметок об осуществлении таможенного контроля, а также, учитывая результаты таможенного досмотра, таможенный орган пришел к выводу о не подтверждении декларантом страны происхождения товара"Томаты" Марокко, при ввозе его из Испании (поставщика, изготовителя).
При таких обстоятельствах, таможенный орган определил страной происхождения товара - "Томаты", задекларированного по ДТ N 10404090/051114/0006335, Испанию.
В соответствии со статьями 6 и 9 "Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран" от 09.06.2009, исходя из национальных интересов Российской Федерацией может вводиться запрет ввоза и (или) вывоза.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" сроком на один год введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.
В указанном перечне запретов указана товарная подсубпозиция 070200000 ТН ВЭД ТС, в которую исходя из ТН ВЭД ТС включена в том числе товарная подсубпозиция 0702000007 ТН ВЭД ТС.
Таким образом, товар, заявленный Декларантом в 33 графе ДТ 10404090/051114/0006335 под кодом 0702000007 ТН ВЭД ТС значится в перечне запрещенных к ввозу товаров.
В соответствии с "Договором о Европейском Союзе" (подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) Испания является страной Европейского союза, следовательно к ней применяется веденный запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, в рассматриваемом случае овощи - томаты.
В связи с запретом на ввоз товара и невозможностью его использования для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, входящей в Таможенный союз, Елабужским таможенным постом на основании статьи 201 ТК ТС отказано в выпуске товаров, о чем имеется соответствующая отметка в графе "С" спорной ДТ.
Как установлено судебными инстанциями, страна Марокко при таможенном декларировании была заявлена в графе 16 спорной ДТ на основании сертификата о происхождении по форме "А", который был заполнен с нарушениями вышеназванных требований таможенного законодательства, поэтому таможенным органом не принят в качестве документа подтверждающего страну происхождения товара, при ввозе его из Испании.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что Декларантом при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10404090/051114/0006335 заявлены недостоверные сведения о стране происхождения товаров (Марокко) и такие сведения могли послужить основанием для несоблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании пункта 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 N 10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Так, судами правильно отмечено, что заявитель, согласно материалов дела, был осведомлен о требованиях законодательства в части соблюдении запретов, а также о требованиях к заполнению Сертификата.
Исходя из контекста прав и обязанностей декларанта, установленных статьями 187, 188 ТК ТС, при условии надлежащей проверки документов до подачи ДТ, а также реализации права на своевременный отзыв таможенной декларации, установленного статьей 192 ТК ТС у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и принятии зависящих от него меры по их соблюдению.
Декларантом при таможенном декларировании товаров не предприняты достаточные меры для исключения возможности представления документов - сертификата, не подтверждающего страну происхождения товара и заявления с указанием недостоверных сведений о товарах, что в контексте части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины ООО "Белая Дача Алабуга" в совершении административного правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку материалами дела установлено, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обоснованно не принят довод общества о том, что представленный им сертификат о происхождении товара Марокко, указанного по документам в качестве страны производителя, заявленного по ДТ, поскольку в силу положений Таможенного кодекса Таможенного союза декларант обязан достоверно заявлять все сведения о декларируемом товаре и представлять необходимые документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, в момент подачи таможенной декларации и самостоятельно, а не на основании запроса таможенного органа.
Следовательно, правильно не принят и довод заявителя о неправомерном отклонении таможенным органом (27.11.2014) ходатайства о
направлении запроса с целью подтверждения выдачи сертификата. Определением таможенного органа от 27.11.2014 отказано в удовлетворении ходатайств о направлении запроса в компетентные орган Королевства Марокко и прекращении дела об административном правонарушении со ссылкой на отсутствие с Российской Федерацией международного договора о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах и административном расследовании.
Доводы об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, озвученные в судебном заседании суда апелляционной инстанции, со ссылкой на письмо Министерства Экономики и Финансов Главного таможенного управления Королевства Марокко от 02.07.2015 года N D7101/15/ADII/100, правомерно отклонены апелляционным судом, поскольку сертификат о происхождении товара по форме "А" от 01.10.2014 N А 0507372 заполнен с нарушением Требований, а сведения, указанные в сертификате не позволяют однозначно провести идентификацию товара с заявленным для целей таможенного декларирования:
в графах 1 и 2 сертификата указаны поставщик и покупатель, отличные от заявленных при декларировании товара; в графе 7 информация о товаре не позволяет провести однозначную идентификацию товара с заявленным для целей таможенного оформления; в графе 8 не указан критерий происхождения товара; в графе 10 не указаны дата и номер инвойса; в графе 11 оттиск печати органа уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров не доводился до таможенных органов; в графе 11 дата 01.10.2014 удостоверения уполномоченным органом сведений, заявленных в сертификате раньше, чем дата заполнения сертификата поставщиком 21.10.2014.
Учитывая изложенное, Сертификат о происхождении товара по форме "А" от 01.10.2014 N А 0507372 не был принят в качестве подтверждения страны происхождения товара Марокко.
При этом, представленное дополнительное доказательство - обращение Администрации таможни и косвенных налогов Королевства Марокко может лишь подтверждать факт выдачи сертификата от 01.10.2014 N А 0507372, но не может являться допустимым доказательством ввиду невозможности его отнесения к товару, заявленному в спорной ДТ N 10404090/051114/0006335, в том числе ввиду отсутствия сведений о номере и дате счета-фактуры (инвойса) или счета-проформы.
Кроме того, данное обращение не представлялось в таможенный орган на момент рассмотрение административного материала, а также однозначно не подтверждает отнесение спорного сертификата к товару, заявленному в спорной ДТ.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу N А65-3519/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Декларантом при таможенном декларировании товаров не предприняты достаточные меры для исключения возможности представления документов - сертификата, не подтверждающего страну происхождения товара и заявления с указанием недостоверных сведений о товарах, что в контексте части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины ООО "Белая Дача Алабуга" в совершении административного правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку материалами дела установлено, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обоснованно не принят довод общества о том, что представленный им сертификат о происхождении товара Марокко, указанного по документам в качестве страны производителя, заявленного по ДТ, поскольку в силу положений Таможенного кодекса Таможенного союза декларант обязан достоверно заявлять все сведения о декларируемом товаре и представлять необходимые документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, в момент подачи таможенной декларации и самостоятельно, а не на основании запроса таможенного органа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2015 г. N Ф06-3225/15 по делу N А65-3519/2015