г. Казань |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А72-584/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Петрова А.Л., Ананьева Р.В.,
при участии представителей :
истца - Сага А.Г. (доверенность от 10.11.2015),
ответчика - Гордеевой Н.А. (доверенность от 10.08.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Опора-Ульяновск", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.06.2015 (судья Карсункин С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-584/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Опора-Ульяновск", г. Ульяновск (ОГРН 1097325002543, ИНН 7325088642) к администрации г.Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573) о признании недействительным отказа в продлении действия договоров аренды и обязании продлить срок действия договоров аренды,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Опора-Ульяновск" (далее - ООО "Опора-Ульяновск", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации города Ульяновска (далее - администрация) о признании недействительным отказа администрации продлить срок действия договоров аренды земельных участков от 17.08.2011 N 24-3-1405 в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:24:031206:77 и от 01.08.2012 N 24-3-429 в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:24:030405:5144;
обязании продлить срок действия указанных договоров аренды земельных участков до 10 лет;
о взыскании с администрации в пользу общества в размере 8000 руб. в счет компенсации расходов на оплату юридической помощи по составлению заявления, в размере 3000 руб. в счет возврата уплаченной государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.06.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, квалифицировали требования истца как исковые, имеющие гражданско-правовые отношения, поскольку истец заинтересован в аренде земельных участков, а материально-правовой целью является продление срока действующих договоров на 10 лет, и установили, что на момент рассмотрения дела судом отсутствуют основания для внесения изменений в условия договоров с не истекшими сроками действия в части сроков их действия.
В кассационной жалобе ООО "Опора-Ульяновск", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суды неверно квалифицировали правовые требования истца вместо требования о признании недействительной отказа, поданного в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Опора-Ульяновск" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель администрации города Ульяновска возражал против ее удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между администрацией города Ульяновска (арендодатель) и ООО "Опора-Ульяновск" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 01.08.2012 N 24-3-42, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду сроком до 25.07.2017 земельный участок с кадастровым номером 73:24:030405:5144 из земель земли населенных пунктов площадью 360 кв. м, находящийся по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, севернее строения N 22, корпус 1 по пр-ту 50-летия ВЛКСМ, для размещения рыночного комплекса в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение 1).
Согласно пункту 2.3.2 указанного договора арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за 3 (три) месяца до истечения срока действия договора.
На основании договора аренды земельного участка от 17.08.2011 N 24-3-1405, заключенного между теми же сторонами, ООО "Опора-Ульяновск" (арендатор) предоставлен в аренду сроком до 28.05.2016 земельный участок с кадастровым номером 73:24:031206:77 из земель земли населенных пунктов, территориальная зона ЦЗ, площадью 618 кв. м, находящийся по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее здания N 19 по ул. Камышинской, участок N 1, для размещения рыночного комплекса, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение 1).
Пунктом 2.3.2 названного договора предусмотрено, что арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному Арендодателю не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия договора.
Указанные договора аренды земельного участка зарегистрированы в установленном законом порядке.
25.09.2014 общество направило в администрацию предложение о продлении либо перезаключении указанных договоров на срок 10 лет.
Письмом от 22.10.2014 N 13551-01 администрация города Ульяновска отказало обществу в продлении договоров аренды земельного участка с указанием, что постановлением администрации г. Ульяновска от 18.07.2013 N 3162 признаны утратившими силу постановления администрации г. Ульяновска от 25.07.2012 N 3253, от 28.06.2011 N 2820 о передаче ООО "Опора-Ульяновск" в аренду земельных участков в Засвияжском районе г.Ульяновска, кроме того, в соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, также указав, что в соответствии с вышеуказанным постановлением обществу направлены соглашения о расторжении договоров аренды земельных участков от 17.08.2011 N 24-3-1405, от 17.08.2011 N 24-3-1406, от 01.08.2012 N 24-3-429.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.12.2014 по делу N А72-5424/2014 признано недействительным постановление администрации города Ульяновска от 18.07.2013 N 3162 в части признания утратившими силу постановлений мэрии города Ульяновска: от 11.05.2011 N 2010 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в Засвияжском районе города Ульяновска на кадастровом плане"; от 12.05.2011 N 2011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в Засвияжском районе города Ульяновска на кадастровом плане"; от 28.06.2011 N 2820 "О передаче ООО "Опора-Ульяновск" в аренду земельных участков по ул. Камышинкой в Засвияжском районе города Ульяновска"; от 21.03.2012 N 1182 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в Засвияжском районе города Ульяновска на кадастровом плане"; от 25.07.2012 N 3253 "О передаче ООО "Опора-Ульяновск" в аренду земельного участка в Засвияжском районе города Ульяновска".
Судебная инстанция по названному делу установила, что оспариваемое постановление связано не только с административной функцией органа муниципальной власти по контролю за ранее принятыми им же ненормативными правовыми актами, но и непосредственно затрагивает права и интересы общества как арендатора предоставленных ему земельных участков, то есть вторгается в сферы гражданских правоотношений, в таких условиях изменение органом местного самоуправления в одностороннем порядке ненормативного правового акта является недопустимым, не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
ООО "Опора-Ульяновск", полагая, что отказ администрации, изложенный в письме от 22.10.2014 N 13551-01, в продлении арендных правоотношений не соответствуют земельному законодательству и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из анализа имеющихся в деле доказательств следует, что на основании принятых администрацией постановлений от 25.07.2012 N 3253, от 28.06.2011 N 2820 обществом были заключены договора аренды земельных участков, предоставленных для целей размещения рыночных комплектов.
Срок действия договоров аренды, зарегистрированных в установленном порядке, не истек.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 21.03.2013 N 180-пр "О некоторых мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ульяновской области" рекомендовано для органов местного самоуправления Ульяновской области по вопросам организации предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением земельных участков для размещения сезонных объектов, в аренду субъектам предпринимательства на срок 10 лет и более, если иной срок не указан в их заявлении.
В результате чего 27.03.2013 ООО "Опора-Ульяновск" обратилось с предложением о заключении новых договоров на 10 лет на тех же условиях.
Вместе с тем по факту наличия в действиях администрации нарушений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 24.12.2014 по делу N 10795/04-2014 принято соответствующее решение, которое признано недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.07.2015 по делу N А72-3944/2015 только в части отказа в привлечении в качестве ответчика по делу администрации города Ульяновска.
При этом в соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации под законами, содержащими нормы гражданского права, понимаются сам Гражданский Кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Следовательно, другие нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы, положения и т.п.), а также акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - к законам и иным правовым актам не отнесены.
В связи с чем распоряжение Правительства Ульяновской области от 21.03.2013 N 180-пр не является правовым актом, содержащие нормы гражданского права.
В результате заключения договора аренды земельных участков между сторонами возникли гражданско-правовые отношения, основанные в силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации на признании равенства участников регулируемых им отношений.
Следовательно, вопросы изменения условий заключенных договоров аренды либо понуждении заключения нового договора должны рассматриваться с учетом положений статей 445, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации в исковом производстве.
Таким образом, возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения такого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2015 N 306-КГ15-1310, от 22.09.2015 N 306-КГ15-8356.
Не учитывая данные принципы, общество ошибочно считает, что арендодатель, являясь исполнительным органом местного самоуправления, обязан принять решение (ненормативный акт) о внесении изменений в договор аренды в части срока аренды либо заключить новые договора на те же объекты.
Заявитель избрал способ защиты не соответствующий характеру нарушенных прав, рассмотрение таких споров в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допускается.
Суды двух инстанций также правильно указали, что заключение с другими арендаторами соглашений о продлении договоров аренды не может служить правовым и безусловным основанием для изменения условий спорных договоров, заключенных с обществом, при этом нарушение публичным органом антимонопольного законодательства в отношении других субъектов не предоставляет обществу преференций в соблюдении процедур заключения нового договора или внесении изменений в ранее действующий договор аренды земельных участков.
Реализация преимущественного права, предусмотренного пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период), и заключение нового договора может осуществляться арендатором только в случае передачи арендодателем спорного имущества в аренду третьим лицам.
Указанные в распоряжении Правительства Ульяновской области от 21.03.2013 N 180-пр "О некоторых мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ульяновской области" рекомендации органам местного самоуправления по предоставлении земельных участков в аренду сроком на 10 лет не могут служить основанием для принятия решения о внесении изменений в ранее заключенные договора аренды без соблюдения соответствующих процедур.
Разрешая спор, судебные инстанции обоснованно исходили из необходимости соблюдения существующего порядка внесения изменений в договор аренды земельных участков и оснований, предусмотренных земельным законодательством, которые не были учтены обществом при направлении предложений администрации принять ненормативный акт о внесении изменений в договор аренды либо заключить новые договора при отсутствии для этого правовых оснований.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 22, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 450, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что решение органа муниципального образования соответствовали нормам действующего законодательства, отказали в удовлетворении требований общества.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по делу N А72-584/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В результате заключения договора аренды земельных участков между сторонами возникли гражданско-правовые отношения, основанные в силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации на признании равенства участников регулируемых им отношений.
Следовательно, вопросы изменения условий заключенных договоров аренды либо понуждении заключения нового договора должны рассматриваться с учетом положений статей 445, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации в исковом производстве.
Таким образом, возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения такого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2015 N 306-КГ15-1310, от 22.09.2015 N 306-КГ15-8356.
...
Реализация преимущественного права, предусмотренного пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период), и заключение нового договора может осуществляться арендатором только в случае передачи арендодателем спорного имущества в аренду третьим лицам.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 22, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 450, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что решение органа муниципального образования соответствовали нормам действующего законодательства, отказали в удовлетворении требований общества."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2015 г. N Ф06-3066/15 по делу N А72-584/2015