г. Казань |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А12-14701/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
истца - Пятова А.С., по доверенности от 11.04.2014 (б/н),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2015 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи: Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-14701/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Каустик" (ИНН 3448003962, ОГРН 1023404355666), г. Волгоград, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240), г. Волгоград, об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Каустик" (далее - ОАО "Каустик", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) от 12.01.2015 N 6/277-14-Э/3 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, на основании проведенной с 17.11.2014 по 30.12.2014 проверкой административным органом в отношении общества составлен акт от 30.12.2014 N 277-14-Э и выдано предписание от 12.01.2015 N 6/277-14-Э/3 об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований.
Указанным предписанием, на общество возложена обязанность в срок до 07.12.2015 обеспечить в соответствии с действующим законодательством, наличие утвержденных нормативов образования отходов, относящихся к типу отходов "Отходы при сборе и обработке сточных вод" (код ФККО 72000000000), образующихся на биологических очистных сооружениях ОАО "Каустик".
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует критериям достоверности, определенности и исполнимости, в связи с тем, что из его содержания не представляется возможным установить, какие отходы, относящиеся к типу "отходы при сборе и обработке сточных вод" образуются на предприятии и подлежат нормированию.
ОАО "Каустик" в своем составе имеет производственные площадки, в том числе, пруд-накопитель, расположенный в Светлоярском районе Волгоградской области в 5 км на юго-восток от основной площадки ОАО "Каустик", и состоящий из: секции N 1 пруда-накопителя биологически очищенных сточных код; секция N 2 - объект использования, обезвреживания, размещения отходов; обществуо имеет свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 34-АА N 500550 от 04.05.2012 на секцию N 2 пруда- накопителя - объекта использования, обезвреживания и размещения отходов.
Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности и на основании лицензии серия 034 N 00108, выданной Управлением Росприроднадзора 14.06.2012.
В 2012 году обществом разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).
Приказом Управления Росприроднадзора от 12.12.2012 N 2311 утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 3.11 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения", к отходам производства относятся образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод и т.п.
Согласно ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения (с Изменениями N 1, 2) "сточные воды" - это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.
Осадки сточных вод - все примеси (нерастворенные и растворенные), задержанные, главным образом, решетками, первичными и вторичными отстойниками, флотационными, фильтрационными и другими сооружениями после механической, биологической и физико-химической очистки.
ГОСТ 25150-82 "Канализация. Термины и определения", определяет осадки сточных вод как совокупность твердых частиц с заполняющими их поры сточными водами, полученная в процессе разделения суспензии.
Также, согласно ГОСТ Р - 17.4.3.07-2001 "Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений", осадки сточных вод - это твердая фракция сточных вод, состоящая из органических и минеральных веществ, выделенных в процессе очистки сточных вод методом отстаивания (сырой осадок), и комплекса микроорганизмов, участвовавших в процессе биологической очистки сточных вод и выведенных из технологического процесса (избыточный активный ил).
В представленных административным органом документах не содержатся сведения об образовании указанных в акте проверки и оспариваемом предписании отходов.
Факт образования жидких отходов, в том числе, шламовой суспензии первичных отстойников, непосредственно полученной при механической и биологической очистке сточных вод, не установлен и не зафиксирован.
Из материалов дела следует, что шламовые сточные воды БОС общества являются именно сточными водами, а не отходами производства и потребления. Сброс химзагрязненных сточных вод, включая шламовые сточные воды БОС, в секцию N 2 пруда-накопителя предусмотрен проектной документацией на секцию N 2 пруда-накопителя, а также положительным заключением государственной экологической экспертизы от 16.02.2004 N 123.
Управлением Росприроднадзора не представлены доказательства, подтверждающие факт образования отходов, подпадающих под понятие "отходов при сборе и обработке сточных вод" (ФККО - 72000000000).
Представленные Управлением Росприроднадзора ответы различных экологов, общественных организаций на запросы Управления, являются лишь мнением этих специалистов (организацией), и не исключают необходимость подтверждения образования в ОАО "Каустик" "отходов при сборе и обработке сточных вод" (ФККО - 72000000000).
Административный орган ссылается на то, что протоколом осмотра территории от 23.12.2014 цеха N 40 общества установлено, что шламовая суспензия, оседающая в первичных отстойниках промстоков, выпускается в систему самотечной канализации и откачивается насосами по напорному трубопроводу на секцию N 2 пруда-накопителя, а также сброженный осадок после метантенков системой самотечной канализации направляется в резервуар насосной станции N 2 и насосами откачивается на секцию N 2 пруда-накопителя для размещения - в нарушение инвентаризации отходов предприятия и установления предприятию нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В акте проверки, послужившем основанием для выдачи предписания, отсутствуют сведения, подтверждающие факт непосредственного обнаружения отходов на территории общества, а также его фиксации.
В материалах дела отсутствуют сведения об образовании отходов в результате деятельности общества, шламовой суспензии первичных отстойников либо суспензии сброшенного осадка после метантенков.
Аналогичные обстоятельства были установлены решением Волгоградского областного суда от 10.06.2015 по делу N 07п-220/2015 при рассмотрении жалобы Управления Росприроднадзора на постановление судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 28.04.2015 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Каустик" по статье 8.2 КоАП РФ.
Указанными судебными актами установлен факт отсутствия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статье 8.2 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Постановление по вышеуказанному делу об административном правонарушении вынесено административным органом на основании акта проверки, являющегося предметом рассматриваемого спора, и тех же установленных фактических обстоятельств.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно указывать на фактически допущенные нарушения со ссылками на нормы права, быть исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки, должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Отсутствие достоверных сведений относительно образования на предприятия отходов, относящихся к типу отходов: "отходы при сборе и обработке сточных вод (код ФККО 72000000000), не может служить основанием для возложения обязанности на ОАО "Каустик" по утверждению нормативов их образования.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу N А12-14701/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела отсутствуют сведения об образовании отходов в результате деятельности общества, шламовой суспензии первичных отстойников либо суспензии сброшенного осадка после метантенков.
Аналогичные обстоятельства были установлены решением Волгоградского областного суда от 10.06.2015 по делу N 07п-220/2015 при рассмотрении жалобы Управления Росприроднадзора на постановление судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 28.04.2015 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Каустик" по статье 8.2 КоАП РФ.
Указанными судебными актами установлен факт отсутствия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статье 8.2 КоАП РФ.
...
Постановление по вышеуказанному делу об административном правонарушении вынесено административным органом на основании акта проверки, являющегося предметом рассматриваемого спора, и тех же установленных фактических обстоятельств.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф06-3666/15 по делу N А12-14701/2015