г. Казань |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А55-27020/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Шермана В.Ю. (доверенность от 10.11.2015),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-27020/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Стаунтон-2", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к администрации городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Стаунтон-2" (далее - ЗАО "Стаунтон-2") обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области с заявлением о признании недействительным решения от 25.08.2014 N 12-1/1452/14 (том 1 л.д. 4-5).
Определением суда первой инстанции от 05.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области.
Определением от 02.03.2015 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена администрация городского округа Самары.
Определением суда от 17.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самары.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя несоответствием выводов судов, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Стаунтон-2" является собственником объекта недвижимости - закрытой стоянки на 25 автомашин с забором, о чем имеется свидетельство и выписка из ЕГРП (л.д. 42, 43-44).
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 2499 кв.м, по адресу: г. Самара, пер. Льговский, с кадастровым номером 63:01:0740001:1249, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 2499 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0740001:1249 образован из земельного участка площадью 2700 кв.м с кадастровым номером 63:01:0740001:5 с видом разрешенного использования: для закрытой стоянки со служебно-бытовыми и складскими помещениями (л.д. 98, 136-137).
24 июня 2014 года ЗАО "Стаунтон-2" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, пер. Льговский, площадью 2499 кв.м., занимаемого закрытой стоянкой со служебно-бытовыми и складскими помещениями (л.д. 45, 46).
Министерство имущественных отношений Самарской области решением от 25.08.2014 N 12-1/1452/14 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 9-11, 26-28), мотивировав тем, что согласно сведениям Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от 14.07.2014 N САМВ-129694, часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования (л.д. 12-13).
Заявитель, посчитав отказ незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями (том 1 л.д. 4-5)
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, действовал до 01.03.2015) лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется такими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11)).
В пунктах 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 разъяснено следующее. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы уполномоченных органов о невозможности продажи земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
В обоснование отказа в выкупе земельного участка Министерство имущественных отношений Самарской области указывает, что часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования.
В силу абзаца четвертого пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ также запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса).
Материалами дела подтверждено и судебными инстанциями установлено, что на основании пункта 1 приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 16.10.2012 N 2723 в сведения государственного кадастра недвижимости в части уточнения сведений об обременениях земельного участка (объекта недвижимости) из земель населенных пунктов общей площадью 2700 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0740001:5 с видом разрешенного использования: для закрытой стоянки со служебно-бытовыми и складскими помещениями, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, пер. Льговский, согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от 12.09.2012 N Д05-01-01/8369-0-1 внесены изменения о земельном участке в части земельного участка, занятой объектом недвижимого имущества, принадлежащим на праве собственности заявителю (л.д. 138-139).
Из пункта 3 указанного приказа следует, что образованы земельные участки площадью 2499 кв.м. и 201 кв.м. путем раздела земельного участка площадью 2700 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0740001:5.
Согласно схеме размежевания земельного участка с кадастровым номером 63:01:0740001:5 и каталогу координат, земельный участок площадью 2499 кв.м. не расположен в границах красных линий (л.д. 99-101, 140).
Отсутствует указание на отнесение земельного участка к землям общего пользования и в графе 15 раздела В.1 "Особые отметки" (л.д. 33).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нахождения части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования лежит на Министерстве имущественных отношений Самарской области.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Министерством и Департаментом в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено надлежащих доказательств отнесения части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования в смысле, придаваемом этому понятию Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Доказательств изъятия испрашиваемого заявителем земельного участка из оборота, запрета на его приватизацию, резервирования для государственных или муниципальных нужд в материалах дела не имеется.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства спора, оценили имеющиеся в деле доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу N А55-27020/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса).
...
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Министерством и Департаментом в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено надлежащих доказательств отнесения части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования в смысле, придаваемом этому понятию Градостроительным кодексом Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2015 г. N Ф06-3014/15 по делу N А55-27020/2014