г. Казань |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А72-2806/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2015 (судья Карсункин С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-2806/2015
по исковому заявлению администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573) к обществу с ограниченной ответственностью "Империал", г. Ульяновск (ОГРН 1147325004210, ИНН 7325130005) об освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Ульяновска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Империал" (далее - общество, ООО "Империал") об обязании освободить земельный участок площадью 89 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, северо-восточнее д. 1/43 по пр. 50-летия ВЛКСМ, путем проведения демонтажа расположенного на нем торгового павильона за свой счет.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, исходили из того, что администрация не доказала, что действиями общества, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение на земельный участок площадью 45 кв. м в г. Ульяновске, Засвияжский район, северо-восточнее д. 1/43 по пр. 50-летия ВЛКСМ.
В кассационной жалобе администрация города Ульяновска, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что торговый павильон не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденную постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 N 1183, кроме того, оформления земельно-правовых документов состоял в заключении договора аренды земельного участка, а не во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на основании постановления администрации города Ульяновска от 27.05.2015 N 2850, которая на момент подачи иска не действовала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, что порядок осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования "город Ульяновск" утвержден решением Ульяновской Городской Думы от 31.10.2012 N 173.
Согласно пункту 3.3 указанного решения должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своих полномочий имеют право обследовать земельные участки.
12.12.2014 специалистами отдела муниципального контроля Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска было проведено обследование земельного участка ориентировочной площадью 89 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, северо-восточнее д. 1/43 по пр. 50-летия ВЛКСМ.
По результатам обследования составлен акт обследования земельного участка от 12.12.2014 N 1655, согласно которому указанный земельный участок используется ответчиком путем возведения на нем торгового павильона без оформленных в установленном законом порядке документов на землю.
На основании заявления ООО "Империал" от 04.08.2014 N 27532-01 постановлением администрации города Ульяновска от 27.02.2015 N 1307 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д. 1-а, ориентировочной площадью 45 кв. м на кадастровом плане (карте) соответствующей территории 73:24:030401, вид разрешенного использования земельного участка - объекты торговли, досуга и развлечений (размещение павильона торгового).
Впоследствии теми же специалистами-экспертами администрации был составлен повторный акт обследования земельного участка N 301, согласно которому земельный участок ориентировочной площадью 45 кв. м, расположенный по пр-т 50-летия ВЛКСМ, д. 1-а (северо-восточнее д.1/43 по пр.50-летия ВЛКСМ) Засвияжского района г. Ульяновска, используется обществом без оформленных в установленном законом порядке документов, в недавнее время павильон реконструирован, его площадь уменьшена.
Из выписки протокола заседания рабочей группы по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов по вопросу "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск"" от 27.03.2015 N 5 следует, что решено Комитету по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска подготовить проект постановления о внесении изменений в схему нестационарных торговых объектов, объединив пункты 1 и 2 раздела "Засвияжский район" и изложив адрес: пр-т 50-летия ВЛКСМ, д. 1А, площадь земельного участка - 45 кв. м.
Постановлением администрации города Ульяновска от 27.05.2015 N 2850 внесено указанное изменение в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденную постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 N 1183.
Администрация города Ульяновска, полагая, что размещение обществом торгового павильона на указанном земельном участке без оформления земельно-правовых документов нарушает его права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим исковыми требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка подлежит восстановлению положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, при этом в силу правил, установленных статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям без возмещения затрат.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, бремя доказывания наступления правовых оснований для возврата земельного участка, на котором расположены торговые павильоны с остановочным навесом (сборно-разборная конструкция) в данном конкретном случае лежит на публично-правовом образовании.
Правила пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) предусматривают, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Реализуя свое право, администрацией в газетном издании был опубликован список земельных участков, предоставляемых для размещения объектов, не связанных со строительством, в том числе участок, имеющий адресные ориентиры г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д. 1-а (автобусная остановка "Автозавод").
Впоследствии по заявлению ООО "Империал" от 04.08.2014 администрация утвердила схему расположения земельного участка (территориальная зона Ж4) на кадастровом плане соответствующей территории, о чем принято постановление от 27.02.2015 N 1307.
Постановление от 27.05.2015 N 2850 администрация внесла изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов ранее утвержденную постановлением администрации города Ульяновска от 22.03.2013 N 1183 (в редакции от 25.03.2013), в том числе и в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, остановка "Автозавод").
Судебные инстанции, разрешая спор, правомерно установили, что требования администрации, при наличии утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов в отношении спорного объекта, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенные с 01.03.2015, определяют случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.
Положения подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают специальные основания использования земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов и иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
При этом в силу прямого указания пункта 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель в целях размещения нестационарных торговых объектов и иных объектов осуществляется без соответствующего разрешения уполномоченного органа.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления, которая подлежит официальному опубликованию.
В пункте 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ определено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (либо внесение в нее изменений), не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При таких обстоятельствах с 01.03.2015 размещение нестационарных торговых объектов, понятие о котором закреплено в статье 2 Закона N 381-ФЗ, осуществляется без предоставления земельного участка в силу, установленных Земельным кодексом Российской Федерации особенностей, а также при отсутствии разрешения уполномоченных органов, но при наличии схемы, утвержденной уполномоченным органом.
Поскольку при разрешении спора и принятии судебных актов уже действовали положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации судебные инстанции обоснованно исходили из того, что при наличии утвержденной Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования постановлением города Ульяновска от 27.02.2015 N 1307 (в редакции протокола о внесении изменений в схему) размещение нестационарного торгового объекта, принадлежащего ООО "Империал" без предоставления земельного участка, не нарушает требований земельного законодательства, на нормы которого ссылалась администрация, предъявляя настоящий иск.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 39.36, 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 10 Закона N 381-ФЗ, установив, что размещение нестационарного торгового объекта, принадлежащего обществу, осуществлено на основании схемы размещения, отказали в удовлетворении иска.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 по делу N А72-2806/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку при разрешении спора и принятии судебных актов уже действовали положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации судебные инстанции обоснованно исходили из того, что при наличии утвержденной Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования постановлением города Ульяновска от 27.02.2015 N 1307 (в редакции протокола о внесении изменений в схему) размещение нестационарного торгового объекта, принадлежащего ООО "Империал" без предоставления земельного участка, не нарушает требований земельного законодательства, на нормы которого ссылалась администрация, предъявляя настоящий иск.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 39.36, 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 10 Закона N 381-ФЗ, установив, что размещение нестационарного торгового объекта, принадлежащего обществу, осуществлено на основании схемы размещения, отказали в удовлетворении иска."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 декабря 2015 г. N Ф06-3178/15 по делу N А72-2806/2015