г. Казань |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А65-27076/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Ананина Н.В., доверенность от 18.03.2015,
ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Татарстан - Манаевой В.В., доверенность от 29.01.2015 N 633,
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Хусаинова Т.З., доверенность от 09.10.2015 N 42,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-27076/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион" (ОГРН 1131690032957, ИНН 1657129771), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными решений от 02.07.2014 N 2.11/852 и от 15.08.2014 N 2.14-0-18/019478@,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион" (далее - заявитель, общество, ООО "Ак Барс Регион") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по РТ, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 02.07.2014 N 2.11/852 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 3400 руб., решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) от 15.08.2014 N 2.14-0-18/019478@.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2015 заявление удовлетворено частично, обжалуемое решение Межрайонной ИФНС России N 5 по РТ признано полностью недействительным. Инспекции вменено устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Ак Барс Регион". С налогового органа в пользу общества взыскано 2000 руб. в счет возмещения расходов по государственной пошлине и 10 000 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2015 в обжалуемой части отменено, в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Ак Барс Регион" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 19.06.2015 по данному делу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта от 15.05.2014 N 2.11/639 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях, инспекцией принято решение от 02.07.2014 N 2.11/852.
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса за непредставление в установленный срок налогоплательщиком - организацией в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный в установленный срок 17 документов на общую сумму 3400 руб.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в Управление, решением от 15.08.2014 N 2.14-0-18/019478@ которого апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решения налогового органа без изменения и утверждено.
Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 5 по РТ от 02.07.2014 N 2.11/852 и Управления от 15.08.2014 N 2.14-0-18/019478@ является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, ООО "Ак Барс Регион" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения инспекции незаконным в виду недоказанности наличия в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
Отменяя решение суда первой инстанции от 09.06.2015 в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что налоговый орган при привлечении общества к налоговой ответственности исходил из минимального количества истребованных документов, доводы ответчика о повторном привлечении к ответственности являются несостоятельными, поскольку налогоплательщик был привлечен к ответственности в каждом случае по отдельным актам проверок за разные эпизоды нарушений.
Коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 176 Кодекса предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, а не только сумму налогового вычета.
При наличии в требовании о представлении документов указания на наименование первичных учетных документов и налоговый период, к которому они относятся, требование является достаточно определенным и обязательным для исполнения налогоплательщиком. Налоговым законодательством не установлена обязанность по указанию в требовании точных наименований документов, их реквизиты, а также количество. Более того, налоговому органу в ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации не могут быть заранее известны реквизиты документов налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 8 статьи 88 Кодекса при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 88 Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 93 Кодекса документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Как усматривается из материалов дела, налоговый орган с целью проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации N 1 ООО "Ак Барс Регион" по НДС за 4 квартал 2013 года направил обществу требование от 18.02.2014 N 18575 о представлении документов.
Перечисленные в требовании документы относятся к предмету проверки и проверяемому периоду и необходимы для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации. Срок представления документов - не позднее 11.03.2014.
ООО "Ак Барс Регион" получило требование 24.02.2014, однако в нарушение пункта 1 статьи 126 Кодекса запрошенные документы в налоговый орган не представило.
Перечисленные в требовании документы относятся к предмету проверки и проверяемому периоду и необходимы для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации.
Согласно пункту 9.1 статьи 88 Кодекса в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Нормы статей 88, 93 Кодекса не содержат положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, а также о неисполнении требования налогового органа по мотиву представления уточненной декларации.
В связи с изложенным налоговый орган прекратил камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации, начал камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации и, учитывая непредставление обществом ранее запрошенных документов по требованию от 25.01.2014 N 18110, выставил требование от 18.02.2014 N 18575 о представлении документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.
Прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 Кодекса не является основанием для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности по статье 126 Кодекса за несвоевременное представление затребованных документов.
Таким образом, налоговый орган был вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов и суммы, заявленной к возмещению из бюджета.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 по делу N А65-27076/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9.1 статьи 88 Кодекса в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Нормы статей 88, 93 Кодекса не содержат положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, а также о неисполнении требования налогового органа по мотиву представления уточненной декларации.
...
Прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 Кодекса не является основанием для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности по статье 126 Кодекса за несвоевременное представление затребованных документов.
Таким образом, налоговый орган был вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов и суммы, заявленной к возмещению из бюджета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2015 г. N Ф06-3491/15 по делу N А65-27076/2014