г. Казань |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А12-17495/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-17495/2015
по исковому заявлению администрации Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, при участии третьих лиц: Комитета финансов Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Гранит", администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о взыскании 3 244 310,35 руб.,
УСТАНОВИЛ:
администрация Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, ответчик) о взыскании за счет средств дорожного фонда Волгоградской области суммы долга по соглашению от 13.05.2013 N 248-13 в размере 3 055 000 руб., материального ущерба в размере 189 310,55 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.06.2015 иск удовлетворен частично.
С ответчика в пользу истца взыскано 2 169 217 руб. по соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 248-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Нехаевского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
В остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.06.2015 по делу N А12-17495/2015 изменено.
С ответчика за счет средств областного бюджета (за счет средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу администрации Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области 3 055 000 руб. по соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 248-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Нехаевского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, администрацией Нехавеского муниципального района Волгоградской области, администрацией Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение (рег. N 248-13) от 13.05.2013 "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Ленинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее Соглашение).
В пункте 1.2. соглашения предусмотрено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2013 году в бюджет Нехавеского сельского поселения субсидию в размере 2 407 000 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. В свою очередь администрация Нехавеского сельского поселения обязалась обеспечить направление в 2013 году средства бюджета поселения на долевое финансирование работ 1 107 600 руб.
Дополнительным соглашением от 28.08.2013 пункты 1.2 и 1.4 соглашения изменены: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2013 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Нехаевского сельского поселения в сумме 3 055 000 руб. (пункт 1.1), администрация обязана направить из средств бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 1 274 000 руб. (пункт 1.2).
Во исполнение взятых на себя обязательств администрация как муниципальный заказчик заключила с подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - ООО "Гранит") муниципальные контракты: 19.08.2013 - на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия по ул. Советской ст. Нехаевской Нехаевского муниципального района, стоимость которого составила 3 514 600 руб.; 30.09.2013 - на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия по пер. Почтовый ст. Нехаевской Нехаевского муниципального района, стоимость составила 814 400 руб.
Согласно пункту 2.2. контрактов финансирование работ осуществляется за счет средств бюджета Нехаевского сельского поселения в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2013 год.
Работы, предусмотренные вышеуказанными муниципальными контрактами, выполнены в полном объеме.
В 2013 году администрация перечислила подрядчику 166 400 руб. по платежному поручению от 13.11.2013 N 6966622, 400 000 руб. по платежному поручению от 14.11.2013 N 6988944, 300 000 руб. по платежному поручению от 06.12.2013 N 7168441.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.12.2014 по делу N А12-30015/2014 с администрации в пользу ООО "Гранит" взыскана задолженность в размере 2 407 000 руб. по муниципальному контракту от 19.08.2013, неустойка в размере 189 310,55 руб.
Истец, полагая, что Комитет не исполнил договорные обязательства по перечислению субсидий, обратилась в арбитражный суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в вышеуказанной части, пришел к выводу о том, что администрацией своевременно не представлены документы, подтверждающие объем финансирования на сумму 407 600 руб. Кроме того судом первой инстанции отказано во взыскании убытков в размере 189 310,55 руб.
Изменяя решение арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 5, 6, 135, 139, 161, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 8, 15, 308, 309, 310, 425, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и правомерно исходили из следующего.
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок N 91-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5). Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Министерство и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2014 год и соглашения у Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области перед Нехаевским сельским поселением в лице администрации возникли расходные бюджетные обязательства.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31.12.2013.
Фактически субсидия за 2013 год из областного бюджета в бюджет Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области не перечислена.
Согласно пункту 3.5. "Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного бюджета субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 28.05.2008 N 1-п, главные распорядители средств областного бюджета вправе приостановить или прекратить перечисление субсидий в случаях: нецелевого использования субсидии; несоблюдения условий софинансирования или непредставления документов, подтверждающих объемы фактического финансирования из бюджета муниципального образования; непредставления органами местного самоуправления форм отчетности в порядке, установленном соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Наличие таких случаев материалами дела не установлено. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах.
Следовательно, указание в соглашении о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по перечислению в бюджет Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области причитающуюся субсидию в согласованном размере.
С правовой точки зрения нарушение лицом взятых на себя обязательств, квалифицируется как противоправное деяние и является незаконным.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Существование задолженности по соглашению Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто.
Материалами дела подтверждается выполнение администрацией своих обязательств, предусмотренных соглашением. Так согласно представленным в материалы дела платежным поручениям: от 13.11.2013 N 6966622, от 14.11.2013 N 6988944, от 06.12.2013 N 7168441, от 16.01.2014 N 7442421 администрация перечислила подрядчику 1 274 000 руб., установленные условиями заключенного соглашения от 13.05.2013.
Судебная коллегия соглашается с принятием судом апелляционной инстанции платежного поручения от 16.01.2014 N 7442421 в качестве доказательства финансирования на сумму 407 600 руб., поскольку в графе "назначение платежа" указано: за ремонт покрытия по ул. Советская по муниципальному контракту от 19.08.2013.
Между тем материалы дела не содержат доказательств исполнения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области своих обязательств по предоставлению субсидии администрации, а документы, подтверждающее обратное, в материалы арбитражного дела не представлены.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" главным распорядителем средств является Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. соглашения от 13.05.2013, заключенного сторонами.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 N 99 Министерство переименовано в Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Судебная коллегия также соглашается с отказом судов во взыскании убытков в размере 189 310,55 руб.
Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросам о возмещении причиненного вреда, в ряде своих решений, в частности в постановлениях от 25.01.2001 N 1-П и от 15.07.2009 N 13-П, изложил правовую позицию, согласно которой обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда, как правило, при наличии состава правонарушения, который включает наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинную связь между его поведением и наступлением вреда, а также его вину; наличие вины - общий принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно.
Поскольку Комитет не является стороной вышеуказанных контрактов, вывод суда об отказе в удовлетворении требования истца о взыскании убытков является правомерным.
С учетом того, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обязательства по предоставлению субсидии по соглашению от 13.05.2013 N 248-13 в размере 3 055 000 руб. не исполнены, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу N А12-17495/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие таких случаев материалами дела не установлено. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах.
...
Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросам о возмещении причиненного вреда, в ряде своих решений, в частности в постановлениях от 25.01.2001 N 1-П и от 15.07.2009 N 13-П, изложил правовую позицию, согласно которой обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда, как правило, при наличии состава правонарушения, который включает наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинную связь между его поведением и наступлением вреда, а также его вину; наличие вины - общий принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2015 г. N Ф06-3736/15 по делу N А12-17495/2015