г. Казань |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А57-5305/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2015 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-5305/2015
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Калина" (ОГРН 1096453003833) к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246), третьи лица: Комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", о взыскании задолженности по оплате за капитальный ремонт за период с 01.02.2012 по 31.12.2013 в сумме 327 704,08 руб., а также пени за период с 11.03.2012 по 11.06.2015 в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ исходя из ставки рефинансирования 8,25 % по 11.06.2015 в сумме 76 343,76 руб.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Калина" (далее - истец, ТСЖ "Калина") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, Комитет по финансам) о взыскании задолженности по оплате за капитальный ремонт за период с 01.02.2012 по 31.12.2013 в сумме 327 704,08 руб., о взыскании пени за период с 11.03.2012 по 11.06.2015 в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ исходя из ставки рефинансирования 8,25 % в сумме 76 343,76 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015, исковые требования удовлетворены частично, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Калина" взыскана задолженность по оплате за капитальный ремонт за период с 01.02.2012 по 31.12.2013 в сумме 327 704,08 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 8987,25 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Комитет по финансам обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Комитету по финансам, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у муниципального образования "Город Саратов" может возникнуть не ранее августа 2014 года, решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не принималось, решение о создании специального счета не принималось. Более подробно доводы ответчика изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу суду не представлены.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения последней, исходя из следующего.
Судами предыдущих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "Калина" осуществляло управление жилыми многоквартирными домами N 4, 8, 10 по ул. Моторная и дома N 3 по ул. Керамическая г. Саратова.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 4 по ул. Моторная г. Саратова от 30.04.2011 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе, тариф по статье "капитальный ремонт" в размере 4 руб. с кв. м общей площади квартиры.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 8 по ул. Моторная г. Саратова от 13.05.2011 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе, тариф по статье "капитальный ремонт" в размере 4 руб. с кв. м общей площади квартиры.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 10 по ул. Моторная г. Саратова от 21.05.2011 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе, тариф по статье "капитальный ремонт" в размере 4 рубля с кв. м общей площади квартиры.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 3 по ул. Керамическая г. Саратова от 28.05.2011 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе тариф по статье "капитальный ремонт" в размере 4 руб. с кв. м общей площади квартиры.
Судами также установлено, что в период с 01.02.2012 по 31.12.2013 в доме N 4 по ул. Моторная г. Саратова в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились жилые помещения N 5, 18, 32, 34, 53, 57, 63, 64, 69, 72, 74, 75, 81, 82, 91, 94, 95, 96, 100, 108, 111, 112, 115, 117, 128, 131, 136, 141, 142; в доме N 8 по ул. Моторная г. Саратова в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились жилые помещения N 7, 15, 21, 29, 38, 40, 41, 54, 60, 64, 66, 84, 88, 93, 116, 118, 121, 122, 133; в доме N 10 по ул. Моторная г. Саратова в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились жилые помещения N 6, 14, 20, 28, 29, 30, 32, 40, 46, 89, 92А, 99, 114, 117, 135, 139, 142; в доме N 3 по ул. Керамическая г. Саратова в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились жилые помещения N 1, 2, 12, 51, 27, 64, 72.
За период с февраля 2012 года по декабрь 2013 года у ответчика образовалась задолженность по статье "капитальный ремонт" в сумме 327 704,08 руб.
Тарифы на жилищные услуги: ремонт жилья, содержание жилья, капитальный ремонт установлены решениями общего собрания собственников помещений домов N 4, 8, 10 по ул. Моторная и дома N 3 по ул. Керамическая г. Саратова.
В связи с тем, что муниципальное образование "Город Саратов" не производит соответствующую оплату за капитальный ремонт многоквартирных жилых домов соразмерно занимаемой площади, ТСЖ "Калина" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Действующим законодательством предусмотрено, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственником помещения.
Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 5 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
На основании части 1 статьи 39 и пункта 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
При таких обстоятельствах муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно своей доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Ответчик не оспаривает, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном последним размере не вносились.
В соответствии с положением о Комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность Комитетов и Управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с частью 3.22. положения Комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно пункту 3.23 положения Комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что судами предыдущих инстанций правомерно удовлетворены заявленные исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате за капитальный ремонт за период с 01.02.2012 по 31.12.2013 в сумме 327 704,08 руб.
В части отказа во взыскании с ответчика пеней за период с 11.03.2012 по 11.06.2015 в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, исходя из ставки рефинансирования 8,25 % в сумме 76 343,76 руб., принятые по делу судебные акты истцом не оспариваются, поэтому законность судебных актов в указанной части судом кассационной инстанции не проверяется; суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Доводы Комитета по финансам, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции ввиду следующего.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" были внесены изменения в раздел IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
До введения в действие Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях. В то же время сама обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт все же предусматривалась (статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). Одновременно с этим собственникам помещений предоставлялось право определять порядок внесения и размер платежей и взносов на оплату капитального ремонта для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 3 части 1 статьи 137, часть 5 статьи 155, статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Задачи программы - эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Срок реализации программы: 2014-2043 годы.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как видно из материалов дела, региональная программа капитального ремонта в Саратовской области была принята постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П и опубликована в средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Из представленной утвержденной региональной программы капитального ремонта усматривается, что срок реализации данной программы является 2014-2043 года.
Таким образом, порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта, на спорный период не установлен данной региональной программой капитального ремонта.
Следовательно, в данном случае продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции.
Возражения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу N А57-5305/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2015 г. N Ф06-3326/15 по делу N А57-5305/2015