г. Казань |
|
22 декабря 2015 г. |
Дело N А06-7848/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей заявителя - Тиминой Я.М. (доверенность от 12.01.2015 N 1), Кочнева А.Г. (доверенность от 12.01.2015 N 11),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (Филиал N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.07.2015 (судья Ковальчук Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 (председательствующий судья Луговской Н.В., Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-7848/2013
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (Филиал N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области о признании незаконным и отмене представления от 24.09.2013 N 25-04-08-109/12.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (Филиал N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области) (далее - Филиал N 1, Филиал N 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по АО, учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (далее - Росфиннадзор по АО) о признании незаконным и отмене представления от 24.09.2013 N 25-04-08-109/12 (далее - Представление).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014, признан недействительным пункт 2 представления Росфиннадзора по АО от 24.09.2013 N 25-04-08-109/32. В остальной части требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2015 решение арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 отменены и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015, заявленные требования удовлетворены в части. Признан недействительным пункт 3 представления N 25-04-08-109/32 от 24.09.2013, вынесенного Росфиннадзором по АО в отношении Филиала N 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по АО. В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным пункта 1 представления N 25-04-08-109/32 от 24.09.2013 отказано.
Филиал N 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по АО, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным пункта 1 вышеуказанного Представления, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. По мнению Филиала N 1, выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной палаты гражданскому персоналу и социальных компенсационных выплат на сумму 383 507,16 руб. и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, страховых взносов на сумму 17 041 004, 10 руб. в 2012 году не производились (счет 130405), бюджетные обязательства по ним в 2012 году не принимались, соответственно, основанием для признания принятия в 2012 году Филиалом N 1 бюджетных обязательств и превышение лимитов бюджетных обязательств на сумму 17 424 511,26 руб. не имелось. Сравнительный анализ счетов не доказывает нарушение норм материального права, так как сравнивались абсолютно иные счета и показатели.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу Росфиннадзор по АО просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 оставить без изменения в части отказа в удовлетворении требований по пунктам 1,3 Представления, кассационную жалобу - без удовлетворения. Росфиннадзор по АО с доводами, изложенными в кассационной жалобе не согласно, считает требования Филиала N 1 незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Представители заявителя, явившиеся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании 08.12.2015 г. был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 15.12.2015 г. в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришла к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании акта проверки, проведенной в Филиале N 1 в период с 01.01.2012 по 31.12.2012, в целях принятия мер по недопущению в дальнейшем нарушения бюджетного законодательства, Росфиннадзором по АО вынесено представление от 24.09.2013 N25-04-08/109/32 для исполнения в установленный срок.
Вышеуказанным Представлением Филиалу N 1 предложено устранить выявленные финансовые нарушения.
По пункту 1 Представления нарушение выражено в том, что филиалом приняты бюджетные обязательства сверх доведенных до него на текущий 2012 финансовый год лимитов бюджетных обязательств на сумму 18 941 630 руб., что, по мнению Росфиннадзора по АО, является нарушением статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 909 Руководства о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.05.2008 N 250 дсп.
При этом Росфиннадзор по АО ссылается на нарушение пунктов 66, 332, 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.
При новом рассмотрении арбитражные суды отказали в признании недействительным пункта 1 Представления.
При этом суды признали правомерными выводы Росфиннадзора по АО относительно пребывания на 2012 финансовый год лимитов бюджетных обязательств Филиалом N 1, что установлено при сравнении данных отчетов об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджетов (ф.0503130) и о финансовых результатах деятельности (ф.0503121), а также данных начисленных расходов за 2012 год по оборотно-сальдовой ведомости по счету 1 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта" и кассовых расходов по выписке из лицевых счетов на 01.01.2013.
Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов суды признали нарушением бюджетного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Компенсационные выплаты, обязательства по уплате налога на прибыль, налога на добавленную стоимость страховых взносов Росфиннадзор по АО признал нарушением бюджетного законодательства.
Согласно статье 20 БК РФ налог на прибыль и налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, относятся к классификации доходов бюджетов.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Росфиннадзором по АО не доказано, что Филиалом N 1 произведена выплата денежного довольства военнослужащим, заработная плата гражданскому персоналу и социальные и компенсационные выплаты на сумму 383 507,16 руб., а также налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, страховых взносов на сумму 17 041 004, 10 нарушением бюджетного законодательства, принятие таких обязательств подпадает под действие главы 30 БК РФ.
Оспаривая судебные акты, учреждение правомерно считает, что ни законодательством Российской Федерации (в том числе БК РФ), ни Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, ни Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 N 984, ни иными нормативно-правовыми актами РФ не предусматривается включение в состав принятых бюджетных обязательств суммы кредиторской задолженности, как начисленной, так и не переданной от иных получателей бюджетных средств.
Исходя из изложенного, а также учитывая, что выводы судебных инстанций о правонарушении основаны только на выводах Территориального Управления Федеральной службы финансового-бюджетного надзора, суд кассационной инстанции доводы кассационной жалобы считает законными и обоснованными, а кассационную жалобу -подлежащей удовлетворению.
Кроме того, согласно статье 6 БК РФ под бюджетным обязательством понимается расходные обязательства, надлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Росфиннадзором по АО в силу статьи 71 АПК РФ не установлено, что расходные обязательства, выявленные в ходе проверки плана счетов бухгалтерского учета привели к нарушению лимитов бюджетных обязательств, что приводит к нарушению норм БК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу N А06-7848/2013 в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным пункта 1 Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 24.09.2013 N 25-04-08-109/32 отменить.
Кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (Филиал N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области) удовлетворить в части.
Признать недействительным пункт 1 Представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 24.09.2013 N 25-04-08-109/32.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспаривая судебные акты, учреждение правомерно считает, что ни законодательством Российской Федерации (в том числе БК РФ), ни Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, ни Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 N 984, ни иными нормативно-правовыми актами РФ не предусматривается включение в состав принятых бюджетных обязательств суммы кредиторской задолженности, как начисленной, так и не переданной от иных получателей бюджетных средств.
Исходя из изложенного, а также учитывая, что выводы судебных инстанций о правонарушении основаны только на выводах Территориального Управления Федеральной службы финансового-бюджетного надзора, суд кассационной инстанции доводы кассационной жалобы считает законными и обоснованными, а кассационную жалобу -подлежащей удовлетворению.
Кроме того, согласно статье 6 БК РФ под бюджетным обязательством понимается расходные обязательства, надлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Росфиннадзором по АО в силу статьи 71 АПК РФ не установлено, что расходные обязательства, выявленные в ходе проверки плана счетов бухгалтерского учета привели к нарушению лимитов бюджетных обязательств, что приводит к нарушению норм БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2015 г. N Ф06-3907/15 по делу N А06-7848/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3907/15
16.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8096/15
10.07.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7848/13
26.02.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20191/13
23.10.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6735/14
11.09.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7848/13
26.05.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7848/13