г. Казань |
|
25 декабря 2015 г. |
Дело N А12-19594/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрострой"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2015 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-19594/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" (ОГРН 1023402644737, ИНН 3442020672) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрострой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - инспекция) от 18.06.2014 N 7523 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 302 752 рублей земельного налога, начисления 11 134 рублей 65 копеек пени и 60 540 рублей 20 копеек штрафа.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.
Заявителем в налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за 2013 год исчислена исходя из кадастровой стоимости участка в размере 3 006 000 рублей, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2014 по делу N А12-15454/2014.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 06.05.2014 N 17166 и принято решение от 18.06.2014 N 7523, которым обществу доначислены оспариваемые суммы земельного налога, пени и штрафа.
По мнению налогового органа, кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2014 по делу N А12-15454/2014, может быть применена с момента вступления в силу судебного акта и с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Поэтому при исчислении земельного налога за 2013 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - Постановлением N 1130).
Решение инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, которое оставила жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования заявитель сослался на неправильное определение налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка. Общество указало на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2014 по делу N А12-15454/2014 установлена иная кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 34:03:120003:42, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, Орловское сельское поселение, ул. Автомагистральная, д. 10, предназначенного для размещения мотеля и стоянки. Как отмечает заявитель, иная кадастровая стоимость в размере 3 006 000 рублей определена судом на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, а именно по состоянию на 01.01.2010. Следовательно, исходя из названного решения суда, при исчислении земельного налога за 2013 год подлежит применению данная кадастровая стоимость.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
В соответствии с Постановлением N 1130 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:120003:42 составляет 20 204 725 рублей.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных вышеназванным постановлением, судами правомерно признано обоснованным.
Судебная коллегия отклоняет довод подателя жалобы о том, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 3 006 000 рублей определена Арбитражным судом Волгоградской области в решении от 19.08.2014 по делу N А12-15454/2014 по состоянию на 01.01.2010.
Указание в названном решении суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2010, равной его рыночной стоимости в размере 3 006 000 рублей, не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
При этом суд кассационной инстанции признает ошибочными выводы судов о том, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2014 внесена в кадастр 22.09.2014, то новая кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - сентября 2014 года.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28) действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 225-ФЗ, вступившим в законную силу 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 8 статьи 3 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 225-ФЗ) определено, что положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 28 Постановления N 28 установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку общество 07.05.2014 обратилось в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (дело N А12-15454/2014) и на момент вступления в силу Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 225-ФЗ) заявление общества рассмотрено не было, то, установленная судом 19.08.2014 в размере рыночной кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для исчисления земельного налога за 2014 год с 01.01.2014.
Однако рассматриваемым периодом является 2013 год, поэтому оснований для изменения либо отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу N А12-19594/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агрострой" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по чеку-ордеру от 05.11.2015.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 28 Постановления N 28 установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку общество 07.05.2014 обратилось в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (дело N А12-15454/2014) и на момент вступления в силу Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 225-ФЗ) заявление общества рассмотрено не было, то, установленная судом 19.08.2014 в размере рыночной кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для исчисления земельного налога за 2014 год с 01.01.2014."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2015 г. N Ф06-4375/15 по делу N А12-19594/2015