г. Казань |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А57-410/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Панфиловой Ольги Павловны, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.06.2015 (судья Большедворская Е.Л.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-410/2015
по исковому заявлению администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, к индивидуальному предпринимателю Панфиловой Ольге Павловне, г. Саратов (ОГРН ИП 304645332400317), при привлечении третьих лиц: администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к индивидуальному предпринимателю Панфиловой Ольге Павловне (далее - ИП Панфилова О.П., предприниматель) об устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 70 000 кв. м с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Л. Кумача, сквер "Победа", путем демонтажа и вывоза за счет предпринимателя в течении месяца с момента вступления решения в законную силу объектов:
- киоск-касса (2,73 кв. м);
- деревянное строение-киоск (9,46 кв. м);
- вольер с животными (56,95 кв. м);
- тентованное строение для проведения детских развлекательных игр (28 кв. м);
- киоск-касса (7,99 кв. м);
- тентованное строение (планетарий) (36 кв. м);
- беседка (10,67 кв. м);
- аттракцион паутина (16,81 кв. м);
- водный аттракцион (96 кв. м);
- деревянное строение-туалет (10,70 кв.м);
- карусель (21,16 кв. м).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены администрация муниципального образования "Город Саратов" (администрация МО "Город Саратов"), комитет по управлению имуществом города Саратова.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что материалами дела подтвержден факт нахождения объектов, принадлежащих предпринимателю, на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, а также доказательства получения разрешения уполномоченного органа на распоряжение спорным земельным участком, кроме того, предприниматель, пользуясь земельным участком без разрешения собственника земельного участка и без оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли, осуществляет самовольное занятие земель, тем самым лишает администрацию возможности в пользовании и распоряжении принадлежащем ему имуществом.
В кассационной жалобе ИП Панфилова О.П., поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что для размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется, кроме того, место размещения объектов движимого имущества, расположенных в соответствии со схемой, должно регулироваться Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", более того, суды не дали оценку соглашениям о сотрудничестве, заключенным в 2011, 2012, 2013 года между сторонами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании 17.12.2015 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 10 часов 40 минут 22.12.2015, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в соответствии с Положением, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398, администрация Ленинского района является территориальным структурным подразделением администрации МО "Город Саратов".
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Саратова от 06.12.2012 N 1928-р "О принятии к пообъектному и бухгалтерскому учету объектов имущественной части муниципальной казны, расположенных на территории Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", включенных в Сводный реестр объектов муниципальной казны" администрация Ленинского района определена держателем объекта имущественной части муниципальной казны, в том числе сквера "Победа" площадью 70 000 кв. м (Приложение).
Впоследствии 27.08.2009 предприниматель обратился в администрацию Ленинского района г. Саратова с заявлением о внесении в схему дислокации под размещение детских аттракционов на 2010 год.
В сообщении от 07.09.2009 N 6558-01/14 администрация указала, что предложение о размещении аттракционов будет рассмотрено при формировании Схемы размещения на 2010 год.
ИП Панфилова О.П. 09.07.2009 обратилась в комитет по экономике администрации города Саратова с заявлением о размещении объекта мелкорозничной сети (детских аттракционов) по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, сквер "Победы".
По результатам рассмотрения комитетом по экономике - структурным подразделением на основании постановления главы администрации города от 06.11.2008 N 1348 "Об утверждении Положения об организации мелкорозничной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории города" принято решение о возможности размещения нестационарного временного аттракциона общей площадью 150 кв. м по указанному адресу ИП Панфиловой О.П, в результате чего и был выдан Паспорт от 15.07.2009 N 426/1 со сроком действия до 31.10.2009, без заключения договора аренды земельного участка.
12.01.2015 сотрудниками администрации района и консультантом муниципального земельного контроля комитета по управлению имуществом города Саратова проведено обследование территории Ленинского района г. Саратова, по результатам которого составлен акт от 12.01.2015, согласно которому по адресу: г. Саратов, ул. им. Лебедева-Кумача, д. 70, сквер "Победа", на земельном участке, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию "Город Саратов", размещены некапитальные нестационарные сооружения и капитальные сооружения, а именно: киоск-касса (2,73 кв. м); деревянное строение-киоск (9,46 кв. м); вольер с животными (56,95 кв. м); тентованное строение для проведения детских развлекательных игр (28 кв. м); киоск-касса (7,99 кв. м); тентованное строение (планетарий) (36 кв. м); беседка (10,67 кв. м); аттракцион паутина (16,81 кв. м); водный аттракцион (96 кв. м); деревянное строение-туалет (10,70 кв.м); карусель (21,16 кв. м).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.12.2014 N 64/201/2014-758397 земельный участок имеет общую площадь 65 979 кв. м, кадастровый номер 64:48:040407:2288, разрешенное использование: парки культуры и отдыха, городские сады, скверы, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 29.12.2014.
Администрация Ленинского района, полагая, что предприниматель без предусмотренных законом оснований использовала спорный земельный участок, обратилась в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Анализ имеющихся в деле доказательств и принятых судебных актов показал, что судами двух инстанций оставлены без рассмотрения и оценки ряд обстоятельств и документов, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности, в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных норм негаторный иск об устранении препятствий в пользовании земельным участком может быть удовлетворен при доказанности наличия законного права у истца в отношении этого участка, в пользовании которым ответчиком чинятся препятствия; наличия препятствий в осуществлении его права; наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в пользовании его земельным участком, не соединенные с лишением владения. Кроме того, для удовлетворения заявленного негаторного иска истец должен также доказать наличие факта нарушения его прав, обусловленного действиями (бездействием) ответчика, носящими противоправный характер и продолжающимися на момент предъявления иска.
В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы N 1263 указанные в иске объекты представляют собой легкие сборно-разборные сооружения, что свидетельствует об отсутствии прочной связи объектов с землей и возможности их перемещения без существенного ущерба их назначению, снос данных объектов технически возможен, соответственно, объекты могут быть отнесены к мобильным зданиям-сооружениям; по вопросу определения капитальности здания площадью 22 кв. м эксперт указал, что снос данного объекта технически возможен, но совокупные затраты на демонтаж, погрузо-разгрузочные операции, перевозку, ревизию, закупку запчастей, работу квалифицированных специалистов превысят остаточную стоимость упомянутых объектов.
При разрешении данного спора судам необходимо было исследовать юридически значимые обстоятельства, касающиеся использования земельного участка собственником нестационарных объектов.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Пункт 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период до 01.03.2015) предусматривает, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Таким образом, системный анализ указанных норм свидетельствует о том, что основанием для землепользования может являться договор, заключенный в установленном гражданским законодательством порядке.
На момент обращения предпринимателя в 2009 году в уполномоченный орган действовало постановление главы администрации г. Саратова от 18.03.2008 N 263 "Об утверждении схемы размещения объектов мелкорозничной сети на территории города на 2008 год", предусматривающее процедуру размещения нестационарных торговых объектов в месте, определенном Схемой, решение о предоставлении права размещения объекта оформлялось протоколом заседания соответствующей комиссии, решение которой являлось основанием для заключения договора аренды.
Постановлением администрации от 02.03.2009 N 89 были предусмотрены адресные ориентиры земельного участка (сквер Победы) для размещения нестационарных детских аттракционов, в связи с чем предпринимателю был выдан паспорт N 426/1 о возможности размещения таких объектов общей площадью 150 кв. м.
Однако Схема размещения нестационарных объектов на 2010 год не предусматривала размещение на территории города нестационарных временных аттракционов.
В действующей схеме размещения на 2011-2015, утвержденной постановлением администрации от 16.03.2011 N 516, также не предусмотрены указанные адресные ориентиры для размещения нестационарных объектов.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), настоящий закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Исходя из части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Данные нормы направлены на ограничение придания закону обратной силы, как закона ухудшающего положения субъекта предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации ((в редакции, действующей с 01.03.2015) схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с чем судебные инстанции оставили без правовой оценки юридически значимые обстоятельства, касающиеся правомерности администрации при утверждении новой схемы размещения объектов, исключение спорного объекта, эксплуатация которого была начата до утверждения такого нормативного документа.
Таким образом, в данном случае подлежали оценки обстоятельства, с которыми предприниматель связывает возникновение своего права на размещение объекта, в том числе правовые основания предоставления земельного участка, наличие разрешения на размещение торгового объекта, поскольку нормы Закона N 381-ФЗ гарантируют таким пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения.
При реализации уполномоченными органами права на исключение из схемы размещения конкретных нестационарных объектов в рамках соответствующих полномочий необходимо провести соблюдение и обеспечение санитарного и эстетического состояния территории.
Учитывая, что право у предпринимателя могло возникнуть на основании ранее принятых администрацией решения и договора аренды, судам необходимо было проверить законность оснований не включения в Схему размещения, утвержденную на 2011-2015 года, спорного объекта (детских аттракционов).
Следует отметить, что в соответствии с требованием пункта 1 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации, действующим на момент принятия судебных актов, размещение нестационарных объектов осуществляется на основании схемы размещения без предоставления земельных участков.
Следовательно, порядок размещения объекта мелкорозничной сети на территориях публичных земель не предусматривает предоставление земельного участка на каком-либо праве, а место размещения движимого имущества в границах земель в соответствии со схемой не является объектом земельных отношений.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как принятые по неполно исследованным обстоятельствам дела, а также с нарушением норм материального права.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать, предоставлялся ли в установленном порядке земельный участок предпринимателю в 2009 году для размещения спорных объектов; основания для включения нестационарного объекта в Схему размещения, утвержденную постановлением от 02.03.2009 N 89, и заключения договора аренды при наличии Паспорта размещения объекта; наличие у предпринимателя оформленных прав на участок в соответствии с земельным законодательством, основания не включения объекта в новую Схему размещения на 2011-2015 года, эксплуатация которого начата до ее утверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Судебные расходы по кассационной жалобе распределить арбитражному суду, вновь рассматривающему дело.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации ((в редакции, действующей с 01.03.2015) схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с чем судебные инстанции оставили без правовой оценки юридически значимые обстоятельства, касающиеся правомерности администрации при утверждении новой схемы размещения объектов, исключение спорного объекта, эксплуатация которого была начата до утверждения такого нормативного документа.
Таким образом, в данном случае подлежали оценки обстоятельства, с которыми предприниматель связывает возникновение своего права на размещение объекта, в том числе правовые основания предоставления земельного участка, наличие разрешения на размещение торгового объекта, поскольку нормы Закона N 381-ФЗ гарантируют таким пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения.
...
Следует отметить, что в соответствии с требованием пункта 1 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации, действующим на момент принятия судебных актов, размещение нестационарных объектов осуществляется на основании схемы размещения без предоставления земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 декабря 2015 г. N Ф06-4167/15 по делу N А57-410/2015
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7284/17
02.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18218/17
03.11.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9081/16
07.07.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-410/15
29.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4167/15
10.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7949/15
25.06.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-410/15