г. Казань |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А55-7198/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чаша"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-7198/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чаша" (ИНН 6318130732, ОГРН 1036300773046) к министерству имущественных отношений Самарской области (ИНН 6315800964, ОГРН 1066315051824), администрации городского округа Самара (ИНН 6315700007, ОГРН 1026300967417), третьи лица: департамент управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871), департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (ИНН 6315700286, ОГРН 1036300450086) о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чаша" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области (далее -Министерство) и к администрации городского округа Самара (далее - Администрация) о признании незаконным решения Министерства от 24.02.2015 N 12-1/3071/14 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп Обществу земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715005:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, промышленный район, проспект Кирова, у дома N170, площадью 78,20 кв. м., занимаемого временным магазином; об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем совершения действий, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и постановлением Администрации от 01.04.2015 N 287, а именно: обязать Администрацию в срок, не превышающий двух месяцев, обеспечить проведение аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715005:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, у дома N 170, площадью 78,20 кв. м., занимаемого временным магазином, и направить уведомление о принятом решении Обществу, а также закрепить в данном решении, что Общество имеет преимущественное право на заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715005:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, промышленный район, проспект Кирова, у дома N 170, площадью 78,20 кв. м., в силу того, что является арендатором данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент управления имуществом городского округа Самара, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент строительства).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что на момент обращения с заявлением согласно порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, Общество имело право приобрести земельный участок под временным объектом в собственность на торгах.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 29.12.2012 N 2615а-2012/2013 Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 63: 01:0715005:8, площадью 78,20 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, проспект Кирова, у дома 170, для использования под временный магазин.
Заявлением от 16.12.2014 N 12-1/3071/14 Общество обратилось в Министерство о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 24.02.2015 N 12-1/3071/14 Министерство отказало Обществу в предоставлении земельного участка, со ссылкой на отсутствие намерения Министерства в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Также Министерство указало, что согласно письму Департамента строительства от 19.12.2014 N САМВ-171043 спорный земельный участок находится в зоне предприятий обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3) по карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 24.06.2001 N 61, в связи с чем использование земельного участка под временный торговый павильон не соответствует основным видам использования земельных участков, разрешенным в данной территориальной зоне.
Полагая, что отказ Министерства не соответствует норам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в спорный период регулировался статьей 34 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (действующим до 20.03.2015), с учетом требований статьи 34 ЗК РФ был утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - постановление от 21.06.2006 N 74).
Согласно пункту 2.1 постановления от 21.06.2006 N 74 граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.4 постановления от 21.06.2006 N 74 установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Разрешая спор и признавая отказ Министерства соответствующим закону, суды правомерно приняли во внимание письмо Департамента строительства от 19.12.2014 N САМВ-171043, согласно которому испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-3 - зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
В силу части 2 статьи 7 ЗК РФ земли, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установив, что предполагаемая цель использования испрашиваемого Обществом земельного участка (под существующий временный магазин) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны, суды пришли к выводу о том, что Министерство правомерно, на основании пункта 2.4 постановления от 21.06.2006 N 74 и в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказало заявителю в предоставлении в собственность спорного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив фактические обстоятельства спора, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности вышеуказанных условий.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о незаконности судебных актов и не могут служить основанием для их отмены, поскольку материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу N А55-7198/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 7 ЗК РФ земли, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установив, что предполагаемая цель использования испрашиваемого Обществом земельного участка (под существующий временный магазин) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны, суды пришли к выводу о том, что Министерство правомерно, на основании пункта 2.4 постановления от 21.06.2006 N 74 и в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказало заявителю в предоставлении в собственность спорного участка."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 декабря 2015 г. N Ф06-4413/15 по делу N А55-7198/2015