г. Казань |
|
19 января 2016 г. |
Дело N А12-12992/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Тюриной Н.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета здравоохранения Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2015 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу N А12-12992/2015
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Фармацевт" (ОГРН 1026103713360) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная клиническая инфекционная больница N 1" (ОГРН 1023404289633), Волгоградской области в лице Комитета здравоохранения Волгоградской области (ОГРН 1023403443744), Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922) о взыскании 28 222 448,51 руб.,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Формед-Волга",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось закрытое акционерное общество "Фармацевт" (далее - истец, ЗАО "Фармацевт") с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная клиническая инфекционная больница N 1" (далее - ответчик, ГБУЗ "ВОКИБ N 1") о взыскании 28 222 448,51 руб. основного долга по государственному контракту на поставку аллергенов бактерий N 8 от 23.06.2014.
Определением от 26.06.2015 изменено процессуальное положение по делу Комитета здравоохранения Волгоградской области, в качестве процессуального соответчика по делу по ходатайству истца привлечена Волгоградская область в лице Комитета здравоохранения Волгоградской области.
Определением от 03.07.2015 изменено процессуальное положение Комитета финансов Волгоградской области, который по ходатайству истца привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015, с ГБУЗ "ВОКИБ N 1" и с Волгоградской области в лице Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу ЗАО "Фармацевт" в солидарном порядке взыскан основной долг по контракту на поставку аллергенов бактерий от 23.06.2014 N 8 в сумме 28 222 448,51 руб., а также расходы по уплате государственной пошлине в размере 161 112 руб. В иске к Комитету финансов Волгоградской области отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет здравоохранения Волгоградской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, взыскав с Комитета финансов Волгоградской области в пользу ЗАО "Фармацевт" задолженность и судебные расходы.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что судами предыдущих инстанций не принято во внимание, что при заключении контракта от 23.06.2014 N 8 на поставку аллергенов бактерий ГБУЗ "ВОКИБ N 1" действовало как заказчик от имени и в интересах Волгоградской области в силу закона, руководствуясь нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и не принята во внимание правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07, согласно которой если учреждение выполняет функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, то в этом случае оно действует от имени и в интересах муниципального образования, у которого возникает обязанность по оплате выполненных работ за счет казны муниципального образования в лице соответствующего органа, которым в данном случае является Комитет финансов Волгоградской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды, дав оценку действиям Комитета здравоохранения Волгоградской области, а именно о том, что комитет не вправе наделять бюджетное учреждение статусом государственного заказчика и должен был произвести в рамках госконтракта закупку аллергенов, вышли за пределы рассмотрения исковых требований, заявленных ЗАО "Фармацевт".
Кроме того, заявитель указывает, что Комитет здравоохранения Волгоградской области в спорном контракте от 23.06.2014 N 8 стороной не указан, в контракте также отсутствует указание на то, что он является заказчиком либо поручителем по этому контракту; средства по указанному контракту ГБУЗ "ВОКИБ N 1" предусмотрены не были; судами не установлено, у кого находятся выделенные бюджетные средства для оплаты медицинских препаратов по спорному контракту.
В отзывах на кассационную жалобу истец и Комитет финансов Волгоградской области просят оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что согласно постановлению Правительства Волгоградской области от 25.11.2013 N 666-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года", ответственным исполнителем которой является Комитет здравоохранения Волгоградской области (ранее - Министерство здравоохранения Волгоградской области).
Министерство здравоохранения Волгоградской области приказом от 27.08.2013 N 2255 определило ГБУЗ "ВОКИБ N1" в качестве уполномоченного на приобретение, приём иммунобиологических препаратов и передачу их другим медицинским организациям, осуществляющим иммунизацию населения Волгоградской области в целях реализации ведомственной целевой программы "Сохранение и укрепление здоровья населения Волгоградской области на 2013-2015 годы", а также вышеуказанной государственной программы.
По результатам проведенного аукциона в электронной форме между ЗАО "Фармацевт" (поставщик) и ГБУЗ "ВОКИБ N 1" и (заказчик) заключен контракт N 8 на поставку аллергенов бактерий от 23.06.2014. (далее - контракт), согласно которому поставщик обязуется в обусловленный срок поставить товар, указанный в спецификации (аллергены бактерий), а заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях контракта.
Фиксированная цена контракта - 28 222 448,51 руб.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта оплата товара производится за счёт средств областного бюджета в рамках государственной программы Волгоградской области "Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года" после поставки товара путем перечисления денежных средств на расчётный счёт поставщика.
Вступает в силу контракт с момента заключения и действует по 31.12.2014, а в части расчётов - до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 9.1 контракта).
Факт исполнения истцом взятых на себя обязательств подтверждается товарной накладной от 02.07.2014 N 21983 и актом приёма-передачи.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате поставленного товара послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявление о взыскании долга.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды предыдущих инстанций, руководствуясь положениями статей 454, 486, 525, 530, 532 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сделали правомерный вывод о том, что в силу специфики сложившихся между сторонами правоотношений ГБУЗ "ВОКИБ N1" является основным должником перед поставщиком товара, а Комитет здравоохранения (будучи фактически государственным заказчиком) в силу закона (абзаца 2 статьи 532 ГК РФ) является поручителем ГБУЗ "ВОКИБ N1" по обязательству оплатить товар, поставленный по спорному контракту.
Доводам заявителя кассационной жалобы о том, что по спорному контракту Комитет здравоохранения Волгоградской области не является ни стороной по контракту, ни поручителем, а также тому, что при заключении спорного контракта заказчик - ГБУЗ "ВОКИБ N 1" действовал от имени и в интересах Волгоградской области, поэтому надлежащим ответчиком является Волгоградская область в лице Комитета финансов Волгоградской области, дана судами предыдущих инстанций надлежащая оценка.
Спорный контракт заключен после вступления в действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с определением, данным в статье 3 Закона N 44-ФЗ, государственный контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.
Государственный заказчик - это государственный орган (в том числе орган государственной власти) либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
ГБУЗ "ВОКИБ N 1" является бюджетным, а не казенным учреждением.
Комитет здравоохранения Волгоградской области не вправе вопреки нормам Федерального закона наделять бюджетное учреждение статусом государственного заказчика.
Отличие заказчика от государственного заказчика состоит в том, что заказчик не правомочен действовать от имени субъекта Российской Федерации при осуществлении закупки для государственных нужд.
Закупку аллергенов бактерий для нужд Волгоградской области в рамках государственного контракта должен был произвести Комитет здравоохранения (как орган власти Волгоградской области и ответственный исполнитель Государственной программы "Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года").
Однако Комитет здравоохранения вопреки нормам закона наделил бюджетное учреждение статусом государственного заказчика.
Давая оценку условиям контракта, суды правомерно установили отсутствие в нем условия о замене государственного заказчика (Комитета здравоохранения Волгоградской области) на больницу (ГБУЗ "ВОКИБ N 1").
Учитывая, что закупка аллергенов бактерий по спорному контракту осуществлена не для собственных нужд ГБУЗ "ВОКИБ N 1", в силу прямого указания закона (статьи 526, абзаца 1 статьи 532, статей 454, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации) и по условиям самого контракта N 8 (пункт 2.1) ГБУЗ "ВОКИБ N 1" является лицом, обязанным оплатить поставленный истцом товар, а Комитет здравоохранения Волгоградской области, в силу закона являющийся по обязательствам ГБУЗ "ВОКИБ N 1 поручителем, должен солидарно оплатить основной долг по контракту.
Недофинансирование учреждения со стороны собственника не может освободить должника от необходимости своевременно и полно исполнить принятые обязательства.
Принцип ответственности юридического лица по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом закреплен в качестве общего правила (пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако данная норма в полной мере относится только к казенным и частным учреждениям.
В соответствии с абзацем 2 статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при оплате покупателем по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статьи 361 - 367 Кодекса).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 363 Гражданского кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что Комитет здравоохранения Волгоградской области в силу закона является поручителем ГБУЗ "ВОКИБ N 1" по обязательствам и должен солидарно оплатить основной долг по контракту.
Отказывая в удовлетворении иска к Комитету финансов Волгоградской области, суды предыдущих инстанций, руководствуясь нормами статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета является Комитет здравоохранения Волгоградской области, который осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, а также вправе определять приоритеты направления предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Бюджетным кодексом РФ определено, что финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
На главного распорядителя бюджетных средств соответствующего бюджета, коим является орган государственной власти, указанный в ведомственной структуре расходов бюджета (Комитет здравоохранения Волгоградской области), возложены обязанности распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В свою очередь, Комитет финансов Волгоградской области организует исполнение областного бюджета, устанавливает порядок составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы о допущенных судами предыдущих инстанций нарушениях норм материального и процессуального права не нашли своего подтверждения в ходе ее рассмотрения.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также правильное применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу N А12-12992/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 363 Гражданского кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
...
Отказывая в удовлетворении иска к Комитету финансов Волгоградской области, суды предыдущих инстанций, руководствуясь нормами статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета является Комитет здравоохранения Волгоградской области, который осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, а также вправе определять приоритеты направления предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Бюджетным кодексом РФ определено, что финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2016 г. N Ф06-4342/15 по делу N А12-12992/2015