г. Казань |
|
21 января 2016 г. |
Дело N А12-19839/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
истца - Мороза Б.А. (доверенность от 09.02.2015 N 569),
ответчика - Будченко И.Г. (доверенность от 16.10.2015 N 393),
третьего лица (муниципального казенного учреждения "Служба охраны окружающей среды и природных ресурсов Среднеахтубинского района Волгоградской области") - Мороза Б.А. (доверенность от 05.05.2015 N 93),
в отсутствие:
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2015 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)
по делу N А12-19839/2015
по исковому заявлению администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405173318) к Волгоградской области в лице Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области (ОГРН 1093459000557) о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидии в размере 5 000 000 руб.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального казенного учреждения "Служба охраны окружающей среды и природных ресурсов Среднеахтубинского района Волгоградской области", общества с ограниченной ответственностью "Волжский Деловой Союз", Комитета финансов Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2015 отказано в удовлетворении исковых требований администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация муниципального района, истец) к Комитету природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - Комитет, ответчик) о взыскании задолженности по соглашению от 11.11.2013 "О предоставлении субсидии бюджету Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на рекультивацию земельных участков несанкционированных свалок отходов".
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация муниципального района, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить названные судебные акты, принять по настоящему делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в сумме 3 381 397 руб. 61 коп.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении спора судом установлено, что на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в 1,5 км юго-восточнее г. Краснослободска, на протяжении нескольких десятков лет находится несанкционированная свалка бытовых отходов (на территории, отнесенной до июня 2011 года к природному парку "Волго-Ахтубинская пойма", а затем выведенной из границ природного парка).
Решением Краснослободского районного суда Волгоградской области от 28.06.2010 по делу N 2-454/10 на Администрацию муниципального района и Администрацию городского поселения г. Краснослободск возложена обязать в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 1,5 км юго-восточнее г. Краснослободска, путем разработки проекта рекультивации земель и проведения рекультивации на свалке. Судом предоставлена рассрочка исполнения судебного акта до 31.12.2014.
Между муниципальным казенным учреждением "Служба охраны окружающей среды и природных ресурсов Среднеахтубинского района Волгоградской области" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Волжский Деловой Союз" (подрядчик) по результатам открытого аукциона в электронной форме 04.06.2013 был заключен муниципальный контракт N 0219731-01 на рекультивацию несанкционированной свалки.
В соответствии с локальным сметным расчетом предусмотрено проведение 6 видов работ на общую сумму 11541,6 тыс.руб., в том числе: в 2013 году на сумму 6820,7 тыс.руб.; в 2014 году на сумму 4720,9 тыс.руб. Срок окончания работ - 31.12.2014.
Согласно актам о приемке выполненных работ за июнь, июль и октябрь 2013 года подрядчик выполнил 2 вида работ из 6 предусмотренных (удаление свалочного грунта и вертикальная планировка) на сумму 4995,9 тыс. руб.
Из средств бюджета Среднеахтубинского муниципального района в июле и августе 2013 года оплачено 1820,8 тыс. руб.
В обоснование иска Администрация муниципального района указывает на частичное выполнение работ в рамках муниципального контракта от 04.06.2013 N 0219731-01, расходы в размере 3 381 397 руб. 61 коп. заявлены ко взысканию с ответчика в долевом соотношении, пропорционально затраченным бюджетом района денежных средств.
Суд установив, что цель предоставления субсидии не достигнута, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из следующего.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Нормативно-правовым актом Волгоградской области - "Порядок предоставления, расходования и учета субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на рекультивацию земельных участков несанкционированных свалок отходов" предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям именно на рекультивацию земельных участков несанкционированных свалок.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Под рекультивацией свалок понимается комплекс мероприятий, направленных на возвращение нарушенных земель на участках размещения существующих свалок для дальнейшего хозяйственного использования и улучшения условий окружающей среды.
Понятие рекультивация содержится в пункте 2 Приложения N 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 22.12.1995 N 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 67 (во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы").
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 8, пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпункты 1, 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу судом установлено, что на спорном земельном участке в Среднеахтубинском муниципальном районе несанкционированная свалка продолжала формироваться и после принятия решения Краснослободского районного суда Волгоградской области от 28.06.2010 по делу N 2-454/10.
Распоряжение об организации охраны на месте несакционированной свалки N 298-р выпущено Администрацией муниципального района 12.11.2014, что свидетельствует о том, что вплоть до ноября 2014 года органы местного самоуправления не принимали мер к воспрепятствованию размещению на земельном участке бытовых отходов.
В материалы дела не представлены иные доказательства принятия Администрацией муниципального района мер по недопущению размещения отходов на месте несанкционированной свалки.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции обязал истца и ответчика составить совместный акт осмотра объекта (свалки) с фотофиксацией.
Из представленного суду акта от 05.10.2015 N 4/243-10-15 следует, что при проведении 29.09.2015 обследования территории несанкционированной свалки отходов, расположенной в 1,5 км юго-восточнее г. Краснослободска, Среднеахтубинского района Волгоградской области установлено, что в настоящее время территория несанкционированной свалки захламлена отходами производства и потребления (код по ФККО: 5710290201995 - отходы полиэтилена в виде пленки; 5710290313995 - полиэтиленовая тара поврежденная, 3513000001000 - лом и отходы, содержащие несортированные черные металлы, 9110010001004 - отходы из жилищ несортированные, 9120060101004 - мусор строительный, обрезь деревьев и др.). Отходы размещены преимущественно в северной части участка свалки слоем от 20 см до 1,5 м на площади около 8000 м2, центральная часть участка свалки захламлена хаотично. Южная часть свалки захламлена частично, имеются отдельно расположенные участки нахождения отходов производства и потребления.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что цель предоставления спорной суммы субсидий не достигнута, установив, что условия, на которых Администрации муниципального района должна была быть предоставлена субсидия по соглашению от 11.11.2013 "О предоставлении субсидии бюджету Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на рекультивацию земельных участков несанкционированных свалок отходов", истцом не выполнены, несанкционированная свалка не ликвидирована, результат по рекультивации в рамках муниципального контракта N 0219731-01 утерян по вине самого истца.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Судами полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения заявленного иска, дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам. Доводы заявителя жалобы не подтверждают неправильное применение судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Само по себе несогласие заявителя с позицией судов, не может служить основанием для отмены законных судебных актов.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу N А12-19839/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 8, пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпункты 1, 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
...
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 января 2016 г. N Ф06-4148/15 по делу N А12-19839/2015