г. Казань |
|
08 февраля 2016 г. |
Дело N А55-7354/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Юшанковой Н.С., доверенность от 25.01.2016 N 39, Бабенко Л.И., доверенность от 11.01.2016 N 8,
ответчика - Шалуновой Г.В.. доверенность от 31.12.2015 N 02-14/11009, Ивлевой Е.А., доверенность от 28.01.2016 N 02-14/00651,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-7354/2015
по заявлению акционерного общества "Самарский жиркомбинат" (ИНН 6318100826) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Самарский жиркомбинат" (далее - заявитель, Общество, АО "Самарский жиркомбинат") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением согласно которого просит признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.11.2014 N 87, решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 19.05.2015 N 03-15/04204@ по апелляционной жалобе АО "Самарский жиркомбинат" на решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.11.2014 N 87 в части взыскания налога на прибыль за 2010-2012 года в сумме 1 545 514 руб. и пени по налогу на прибыль в размере 19 417 руб.
Заявитель представил в суд первой инстанции уточнение требований (вх. N 59522) согласно которому просил признать недействительным решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.11.2014 N 87 в части взыскания недоимки по налогу на прибыль в сумме 1 545 514 руб. и пени по налогу на прибыль в размере 19 417 руб.
25.05.2015 от Общества поступило заявление об отказе от заявленных требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, в связи с чем, заявитель ходатайствовал об исключении Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области из числа лиц, участвующих в деле.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что отказ заявителя от заявленных требований в части признания недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 19.05.2015 N 03-15/04204@ по апелляционной жалобе заявителя на решение инспекции не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает прав третьих лиц, и заявлен в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил ходатайство заявителя об исключении Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области из числа лиц, участвующих в деле.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 требования общества удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015, решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Как видно из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка за период с 30.09.2013 по 23.05.2014 АО "Самарский жиркомбинат".
По результатам проверки инспекцией принято решение от 21.11.2014, которым Общество было привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на прибыль в общей сумме 314 262 руб., доначислен налог на прибыль в сумме 1 545 514 руб. и пени в размере 22 028 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 19.02.2015 апелляционная жалоба Общества удовлетворена частично, решение инспекции изменено. Решение отменено в части привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В остальной части оспариваемое решение оставлено без изменения.
Заявитель, обжалуя решение от 30.12.2014 N 04-13/116014 считает, что налоговый орган сделал неправомерные выводы о включении в состав прямых расходов затрат на энергоносители, а также разницы между стоимостью растительного масла и фуза.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования указывают, что общество, основываясь на нормах статей 252, 318, 319 НК РФ, обосновано отнесло в состав косвенных расходов затраты на энергоресурсы, связанные, в том числе, с производством готовой продукции, так как это не противоречит налоговому законодательству.
Данный вывод коллегия находит обоснованным.
В соответствии со статьей 318 НК РФ, налогоплательщик, в целях налогообложения вправе самостоятельно определить состав прямых расходов, связанных с производством, закрепив их перечень в учетной политике.
По настоящему делу, заявитель, исходя из пункта 1 статьи 318 НК РФ в учетной политике на 2010-2012 года для целей налогообложения прибыли, установил закрытый перечень прямых расходов, согласно которому прямые расходы включают в себя материальные затраты, определяемые в подпунктах 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ, и иные расходы, аналогичные перечню, установленному в пункте 1 статьи 318 НК РФ.
Затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии однозначно обособлены от затрат на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), и выделены обособленно в подпункт 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ.
В пункте 1 статьи 318 НК РФ приведен перечень прямых расходов, которые могут учитываться всеми плательщиками налога на прибыль.
Согласно указанной норме закона к прямым расходам относятся, в том числе материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ, такие как (на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика).
Исходя из анализа указанных норм права, затраты на энергоресурсы выделены в отдельную группу и не являются прямыми, в том числе, связанные с производством готовой продукции.
Спорные расходы, заявленные на энергоресурсы согласно учетной политике для целей налогового учета отнесены в состав косвенных расходов, что не противоречит действующему налоговому законодательству.
Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При расчете недоимки по расходам на энергоресурсы налоговым органом были взяты все расходы по К-ту счета 23, распределение которых в Д-т счетов 20, 23, 25, 26 согласно методике распределения затрат вспомогательных подразделений, применяемой на предприятии, происходит по обобщенным статьям затрат "Вода", "Газ", "Электроэнергия", в том числе и прочих косвенных расходов вспомогательных подразделений, таких как расходы на заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды, амортизацию, ремонт машин и оборудования, канцтовары, эксплуатацию машин и оборудования и прочие.
В оспариваемом решении инспекция отразила расходы без экономического обоснования и документального подтверждения первичными документами.
Подтвержденная первичными документами сумма косвенных расходов на энергоресурсы меньше, чем сумма прямых расходов, на энергоресурсы по данным налогового органа.
При этом каких-либо показаний внутренних счетчиков (узлов учета) в отчете по ТЭР не имеется. Отчет по ТЭР используются для формирования полной производственной себестоимости в целях бухгалтерского и управленческого учета, что не противоречит действующему законодательству.
Как следует из пункта 2.11 Положений об учетной политике для целей бухгалтерского учета заявителя на 2010 год, утвержденного приказом от 30.12.2009 N 1371, на 2011 год, утвержденного приказом от 31.12.2010 N 1442, на 2012 год, утвержденного приказом от 31.12.2010 N 1442 и приказом от 31.12.2011 N 1201 учет затрат на производство осуществляется по полной фактической себестоимости с использованием коэффициентного способа распределения всех расходов по объектам калькулирования.
Положения учетных политик в целях налогового и бухгалтерского учета закрепляют различные методики учета прямых и косвенных расходов при формировании себестоимости готовой продукции.
Отчеты по ТЭР не могут использоваться при исчислении налога на прибыль, в связи с тем, что они составлены с использованием условных величин, что в отличие от бухгалтерского и управленческого учета, противоречит нормам налогового законодательства. Материалы данного дела не содержат документального подтверждения месторасположения, технических характеристик, технической исправности и возможности использования счетчиков учета энергоносителей. Таких доказательств налоговым органом не представлено.
Суды пришли к выводу, что заявитель обоснованно считает выводы налогового органа о том, что природный газ, теплоэнергия, электроэнергия, являются необходимыми компонентами при производстве масложировой продукции несостоятельными, поскольку они сделаны в отсутствие специальных познаний.
При отсутствии информации о месторасположении внутренних счетчиков по подразделениям отсутствует возможность достоверно определить в какой части энергоресурсы используются в процессе производства, а какая часть не относится к производственному процессу (какая часть электроэнергии использовалась оборудованием, изготовляющим ту или иную продукцию, какая использовалась для освещения помещений, в котором установлено оборудование для производства продукции, какая часть тепловой энергии использовалась для отопления непосредственно производственных помещений).
При расчете доли отгруженной продукции в общем количестве прихода на склад инспекция использовала данные налоговых регистров заявителя за 2010-2012 года.
Сумма прямых расходов, которую налогоплательщик может учесть в расходах текущего налогового периода налоговым органом рассчитана без учета пункта 2 статьи 318 НК РФ, в соответствии с которым прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.
Ссылка на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, установленных по спорам с участием иных налогоплательщиков.
Что касается довода налогового органа, о нарушении заявителем подпункта 2 пункта 6 статьи 254 НК РФ коллегия считает, суды при вынесении судебных актов неполно исследовали обстоятельства по делу.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дает понятие отхода, под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, и товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.
Понятие возвратных отходов раскрыто в пункте 4.1.12 Методических рекомендаций по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости масложировой продукции: это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного ресурса (химические или физические) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением входа продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению. Аналогичную трактовку содержит пункт 6 статьи 254 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 254 НК РФ возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
- по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
По делу установлено, что АО "Самарский жиркомбинат" продает фуза, следовательно, Общество должно списывать фуза по цене реализации, разница в стоимости растительного масла и фуза остается на счете 20 "Основное производство" и в составе материальных расходов влияет на формирование себестоимости конечного результата.
Налогоплательщик относил в прочие расходы себестоимость фуза по цене подсолнечного масла, тем самым искажая себестоимость конкретного вида продукции.
Налоговый орган в кассационной жалобе указывает, что обществом заявлена стоимость фуза, определяемой в соответствии с пунктом 6 статьи 254 НК РФ, на разницу стоимости масла и фуза, что повлекло возникновение недоимки перед бюджетом, поскольку данная разница должна была быть отражена в составе прямых материальных расходов и по мере реализации продукции, работ, услуг, списываться в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Налоговый орган считает, что судами не принято во внимание, что возвратные отходы, были реализованы на сторону, и должны быть оценены по цене реализации.
Коллегия считает, что данным доводам судами не дана оценка и не указаны мотивы, по которым не приняты данные доводы.
В связи с чем судебные акты в данной части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку вышеперечисленным доводам налогового органа и с учетом установленных обстоятельств вынести решение.
При таких обстоятельствах, коллегия считает кассационную жалобу налогового органа подлежащей частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 по делу N А55-7354/2015 в части признания недействительным решения налогового органа от 21.11.2014 N 87 по доначислению налога на прибыль по эпизоду, связанному с включением в состав прямых расходов, затрат в виде разницы между стоимостью растительного масла и фуза отменить. В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Понятие возвратных отходов раскрыто в пункте 4.1.12 Методических рекомендаций по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости масложировой продукции: это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного ресурса (химические или физические) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением входа продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению. Аналогичную трактовку содержит пункт 6 статьи 254 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 254 НК РФ возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
...
Налоговый орган в кассационной жалобе указывает, что обществом заявлена стоимость фуза, определяемой в соответствии с пунктом 6 статьи 254 НК РФ, на разницу стоимости масла и фуза, что повлекло возникновение недоимки перед бюджетом, поскольку данная разница должна была быть отражена в составе прямых материальных расходов и по мере реализации продукции, работ, услуг, списываться в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2016 г. N Ф06-5301/15 по делу N А55-7354/2015
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15287/16
11.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9178/16
17.05.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7354/15
08.02.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5301/15
27.07.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7354/15